Кучерявых Александра Валерьевна – ст. преподаватель кафедры теории и практики английского языка и межкультурной коммуникации гуманитарного факультета КРСУ, тел.: +996-778 222468, e-mail: alex.kucher1990@gmail.com
ВЛИЯНИЕ ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ НА РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ В ЖАНРЕ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ
Приведены примеры использования периферических паралингвистических факторов, таких как адаптеры тела, для создания реалистичного речевого портрета персонажа литературного произведения. Адаптеры тела уникальны, они представляют собой способность приспосабливаться к внешним условиям, то есть подстраиваться под формы коммуникативного поведения людей. Самостоятельные знаковые движения тела, совершаемые в коммуникативном акте, ориентированные прежде всего на партнёра по коммуникации, относятся к адаптерам тела. Они делятся на два основных вида: волитивные или намеренные, и неволитивные, вынуждаемые. Самоадаптеры, о которых также упоминается в статье, – это особая подгруппа адаптеров тела. Это звуки, которые человек обнаруживает из различных действий с собственным телом. Действия могут быть интерпретированы как поведенческие акты, совершаемые осознанно, как чувственно-спонтанные акты и как знаковая демонстрация отношения к адресанту. Исследуемые примеры показывают необходимость и разнообразие вышеупомянутых средств в описании речевого поведения. Цель исследования состоит в том, чтобы посредством примеров из художественной литературы доказать не только значимость паралингвистических факторов в эмотивности текста, но и отметить важную роль периферических элементов невербалики в описании речевого портрета литературного героя.
Keywords in Russian:паралингвистика; речевой портрет; невербальные компоненты; коммуникативный акт; невербальное взаимодействие; адаптеры тела
АДАБИЙ КААРМАНДЫН СҮЙЛӨӨ ПОРТРЕТИНЕ ПАРАЛИНГВИСТИКАЛЫК АСПЕКТИЛЕРДИН ТААСИРИ
Бул макалада адабий чыгармада каармандын реалдуу сүйлөө портретин түзүү үчүн дене адаптерлери сыяктуу перифериялык паралингвистикалык факторлорду колдонуу мисалдары келтирилген. Дене адаптерлери уникалдуу, алар тышкы шарттарга, башкача айтканда, адамдардын коммуникативдик жүрүм-турумуна ылайыкташуу жөндөмүн билдирет. Көз карандысыз символикалык дене кыймыл-аракети, баарынан мурда, байланыш шериктешине багытталган жана дене адаптерлери менен байланышкан. Алар эки негизги түргө бөлүнөт: ыктыярдуу же атайылап, жана учуучу эмес, мажбурланган. Макалада айтылган өзүн-өзү адаптерлер, дене адаптерлеринин атайын чакан тобу. Булар адамдын ар кандай иш-аракеттерден өз денеси менен таанышкан үндөрү. Иш-аракеттер аң-сезимдүү аткарылган жүрүм-турум аракеттери, сезимтал стихиялуу иш-аракеттер жана адресатка карата мамиленин символикалык демонстрациясы катары чечмелениши мүмкүн. Сүйлөө кыймылын сүрөттөө үчүн жогоруда аталган куралдардын зарылдыгы жана түрлөрү көрсөтүлгөн. Изилдөөнүн максаты – көркөм адабияттын мисалдарын колдонуп, тексттин эмоционалдуулугундагы аралингвистикалык факторлордун маанисин гана далилдөө эмес, ошондой эле адабий каармандын сүйлөө портретин сүрөттөөдө бейвербализмдин перифериялык элементтеринин маанилүүлүгүн белгилөө.
Keywords in Kyrgyz:паралингвистика; сүйлөө портрети; оозеки эмес компоненттер; коммуникативдик акт; оозеки эмес өз ара аракеттенүү; дене адаптерлери
INFLUENCE OF PARALINGUISTIC ASPECTS ON SPEECH PORTRAIT TO THE LITERARY HERO
This article provides examples of the use of peripheral paralinguistic factors such as body adapters to create a realistic speech portrait of the literary work character. Body adapters are unique, they are the ability to adapt to external conditions, that is, to adjust to the forms of communicative behavior of people. Independent landmark body movements performed in a communicative act, focused primarily on a communication partner and refer to body adapters. They are divided into two main kinds: volitive or intentional, and non-volitive, forced. Self-adaptors were also mentioned in the article are a special subgroup of body adapters. These are sounds that a person discovers from various actions with his own body. Actions can be interpreted as behavioral acts performed consciously, as sensually spontaneous acts, and as a landmark demonstration of attitudes towards the addressee. The examined examples show the necessity and variety of the above-mentioned means in describing speech behavior. The aim of the study is to prove not only the significance of paralinguistic factors in the text`s impression through examples from fiction, but also to note the important role of the secondary elements of non-verbal communication in describing the speech portrait of the literary hero.
Keywords in English:paralinguistics; speech portrait; nonverbal components; communicative act; nonverbal interaction; body adapters