Абетекова Алтынай Борончуевна – аспирант НАН КР, музыковед, преподаватель кафедры «Музыковедение и композиция» Кыргызской национальной консерватории им. К. Молдобасанова, тел.: +996-500 708040, е-mail: altiabt7@gmail.com
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА М. ОМУРКАНОВОЙ. ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИЙ ПЕСЕН ИЗ ЕЕ РЕПЕРТУАРА
Мыскал Омурканова – феномен кыргызского устно-профессионального традиционного вокала, ее оригинальное творчество в разное время привлекало внимание отечественных исследователей, журналистов и музыкантов, однако специальных аналитических музыковедческих трудов о выдающейся певице немного. В данной статье исследуются вопросы преемственности творческого опыта известной кыргызской певицы и ряда ее последователей. Автором рассматриваются некоторые стилистические особенности творчества М. Омуркановой, ее исполнительская традиция и вопросы художественной интерпретации песен из ее репертуара певцами прошлого и нынешнего столетий, анализируется степень их тождественности и отличий. В результате исследования автор идентифицирует основные формы творческой преемственности и их различия, а также механизмы передачи художественных принципов между поколениями кыргызских музыкантов на примере творчества М. Омуркановой.
Keywords in Russian:кыргызская музыка; традиционная музыка; исполнительское искусство; исполнительская школа; исполнительская традиция; преемственность; Мыскал Омурканова
М. ӨМҮРКАНОВАНЫН АТКАРУУЧУЛУК ӨНӨРҮН УЛАНТУУЧУЛАР. АНЫН РЕПЕРТУАРЫНДАГЫ ЫРЛАРДЫ АТКАРУУ КӨЙГӨЙҮ
Мыскал Өмүрканова – кыргыздын салттуу, оозеки кесипкөй аваздык чыгармачылыгынын өзгөчө феномени, анын таланттуу чыгармачылыгы ар кандай мезгилдерде изилдөөчүлөрдүн, журналисттердин жана музыканттардын көңүлүн өзүнө буруп келген, бирок көрүнүктүү ырчы жөнүндө атайын аналитикалык эмгектер анча көп эмес. Бул макалада белгилүү кыргыз ырчысынын жана анын бир катар жолдоочуларынын чыгармачылык тажрыйбасын улантуу маселелери изилденген. Автор М. Өмүрканованын чыгармачылыгындагы айрым стилдик өзгөчөлүктөрдү, анын аткаруучулук салтын, өткөн жана азыркы кылымдын ырчылары тарабынан анын репертуарындагы ырларды көркөм чечмелөө маселелерин иликтеп, алардын өзгөчөлүктөрүн жана айырмачылыктарын талдоого алган. Изилдөөнүн натыйжасында автор чыгармачыл жолун жолдоочулуктун негизги формаларын жана алардын айырмачылыктарын, ошондой эле М. Өмүрканованын чыгармачылыгынын мисалында кыргыз музыканттарынын муундарынын ортосундагы көркөм принциптерди өткөрүп берүү механизмдерин аныктаган.
Keywords in Kyrgyz:кыргыз музыкасы; салттуу музыка; аткаруучулук өнөр; аткаруучулук мектеп; аткаруучулук салт; жолун жолдоочулар; Мыскал Өмүрканова
THE FOLLOWERS OF M. OMURKANOVA’S PERFORMANCE ART. THE PROBLEM OF INTERPRETATIONS OF THE SONGS FROM HER REPERTOIRE
Myskal Omurkanova is a phenomenon of Kyrgyz traditional vocals, whose creativity at different times attracted the attention of researchers, journalists and musicians but there are not many special analytical works about the outstanding singer. This article examines the issues of continuity in the context of the creativity of a famous Kyrgyz singer and a number of her followers. The author examines some stylistic features of M. Omurkanova’s creativity, her performing tradition and issues of artistic interpretation of songs from her repertoire by singers of the past and present centuries, analyzes the degree of their identity and differences. As a result of the study, the author identifies the main forms of creative continuity and their differences, as well as the mechanisms of transferring artistic principles between generations of Kyrgyz musicians using the example of M. Omurkanova’s creativity.
Keywords in English:Kyrgyz music; traditional music; performing arts; performing school; performing tradition; continuity; Myskal Omurkanova