Registered in RSCI
Journal" Herald of KRSU", 2022 year, Tom 22, no 2, p. 107- 113. UDC 378.147:811.512.154 DOI 10.36979/1694-500X-2022-22-2-107-113
Information about authors:

Аманалиева Гульнара Эсенбековна – канд. пед. наук, и. о. доцента кафедры кыргызского языка Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, г. Бишкек, тел.: +996 555754758, e-mail: gulnara040805@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ КЫРГЫЗСКОЙ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
Аманалиева Г.Э.
Abstract in Russian:

Исследуются особенности обучения профессионально ориентированной кыргызской диалогической речи студентов медицинских специальностей. Профессиональная речь медицинских работников рассматривается как способность осуществлять коммуникативную деятельность в соответствии с целью и ситуацией профессионального общения. Профессионально ориентированная диалогическая речь студентов медицинских специальностей представлена как вид коммуникативно-речевой деятельности двух или больше субъектов учебно-профессиональной сферы, результатом которой является образование профессионально ориентированного медицинского дискурса. Доказано, что профессионально ориентированная диалогическая речь будущего медика предусматривает владение нормами литературного языка, профессиональной учебно-научной терминологией и стандартизированными речевыми конструкциями медицинской отрасли, способность использовать языковые средства в соответствии с целью и ситуацией общения. Овладение навыками профессионально ориентированной диалогической речи происходит на основе моделирования профессионального коммуникативного поведения в типичных ситуациях профессиональной деятельности.

Keywords in Russian:

диалогическая речь; дискурс; коммуникация; кыргызский язык; медицинские специальности; обучение; профессионально ориентированная речь; студент

МЕДИЦИНАЛЫК АДИСТИКТЕРИНДЕГИ СТУДЕНТТЕР ҮЧҮН КЫРГЫЗ ДИАЛОГДУК КЕПТИН ПРОФЕССИОНАЛДЫК БАГЫТТАГЫ ОКУТУУНУН ѲЗГѲЧѲЛҮКТѲРҮ
Аманалиева Г.Э.
Astract in Kyrgyz :

Макалада медициналык адистикте окуган студенттерди кесиптик багыттагы кыргызча диалогдук кепке окутуунун өзгөчөлүктөрү изилденет. Медициналык кызматкерлердин кесиптик кеби, кесиптик баарлашуунун максатына ылайык коммуникативдик иш-аракеттерди жүргүзүү жөндөмдүүлүгү катары каралат. Медициналык адистикте окуган студенттердин кесиптик багыттагы диалогдук кеби билим берүү жана кесиптик чөйрөнүн эки же андан көп субъекттеринин коммуникативдик сүйлөө иш-аракетинин бир түрү катары көрсөтүлөт, анын натыйжасы кесиптик багыттагы медициналык дискурстун калыптанышы болуп саналат. Болочок дарыгердин кесиптик багыттагы диалогдук кеби адабий тилдин нормаларын, кесиптик окуу-илимий терминологияны жана медицина тармагынын стандартташтырылган кеп конструкцияларын билүүсүн, тилдик каражаттарды өз максатына жана баарлашуу кырдаалына ылайык колдоно билүүсүн камсыздай тургандыгы далилденген. Кесиптик багытталган диалогдук сүйлөө көндүмдөрүн өздөштүрүү кесиптик ишмердүүлүктүн типтүү кырдаалдарында кесиптик коммуникативдик жүрүм-турумду моделдөөнүн негизинде ишке ашат.

Keywords in Kyrgyz:

диалогдук кеп; дискурс; байланыш; кыргыз тили; медициналык адистиктер; билим берүү; кесиптик багыттагы кеп; студент

FEATURE OF EDUCATING PROFESSIONALLY ORIENTED KYRGYZ DIALOGIC SPEECH OF MEDICAL STUDENTS
Amanalieva G.E.
Abstract in English:

This article is sanctified to research of features of educating professionally oriented Kyrgyz dialogic speech of medical students. Professional speech of medical workers is examined as ability to carry out communicative activity in accordance with an aim and situation of professional communication. The professionally oriented dialogic speech of medical students is presented as a type of communicative-speech activity two or more subjects of educationalprofessional sphere the result of that is formation of professionally oriented medical discourse. It is well-proven that the professionally oriented dialogic speech of future physician envisages possession the norms of literary language, professional educational-scientific terminology and standardized by the speech constructions of medical industry, ability to use language means in accordance with an aim and situation of communication. A capture takes place skills of the professionally oriented dialogic speech on the basis of design of professional communicative behavior in the typical situations of professional activity.

Keywords in English:

dialogic speech; discourse; communication; Kyrgyz language; medical specialties; educating; professionally oriented speech; student

Copy the output according to GOST
Amanalieva G.E. FEATURE OF EDUCATING PROFESSIONALLY ORIENTED KYRGYZ DIALOGIC SPEECH OF MEDICAL STUDENTS / G.E. Amanalieva // Herald of KRSU. 2022. T. 22. No 2. S. 107- 113.