Таткало Надежда Сергеевна – научный сотрудник Института стратегического анализа и прогноза Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, г. Бишкек, тел.: +996-559 466733, е-mail: oduvan4ik-77@mail.ru
ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ КАК СПОСОБ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В КЫРГЫЗСТАНЕ
В статье обосновывается тезис о том, что конституционное реформирование в Кыргызстане представляет собой двухкомпонентный процесс политической коммуникации: а) между действующей властью и обществом по каналу популистских заявлений; б) между политическими акторами по каналу неформальных договоренностей. Тезис основан на положении о том, что политические акторы и население в республике существуют в двух параллельных измерениях: в рамках «порядков ограниченного доступа» и в системе слабых государственных органов соответственно. Исходя из этого, изменение Конституции представляет собой механизм коммуникации, связывающий эти измерения. Вместе с тем данная коммуникация имеет краткосрочный эффект, поскольку не предполагает ответственности политических акторов перед населением и открывает возможности для последующей критики власти ее оппонентами за нарушение буквы закона в процессе конституционных реформ.
Keywords in Russian:конституция; коммуникация; неформальная политика; «порядок ограниченного доступа»; популизм
КЫРГЫЗСТАНДА КОНСТИТУЦИЯНЫ ӨЗГӨРТҮҮ САЯСИЙ ПИКИР АЛЫШУУ ЫКМАСЫ КАТАРЫ
Макалада Кыргызстандагы конституциялык реформа саясий пикир алышуунун эки компоненттүү процесси болуп саналат деген тезис негизделет: а) популисттик билдирүүлөр аркылуу азыркы бийлик менен коомдун ортосунда; б) формалдуу эмес макулдашуулар аркылуу саясий субъекттердин ортосунда. Тезис республикадагы саясий акторлор менен калк эки параллелдүү ченде: «чектелген жеткиликтүүлүк татибинин» алкагында жана ага ылайык алсыз мамлекеттик органдардын системасында жашайт деген жобого негизделген. Ушундан улам Конституцияны өзгөртүү ушул чен-өлчөмдөрдү байланыштырган коммуникация механизми болуп саналат деген жыйынтык чыгарууга болот. Ошол эле учурда бул коммуникация кыска мөөнөттүү натыйжа берет, анткени ал саясий акторлордун калк алдындагы жоопкерчилигин билдирбейт жана конституциялык реформалар процессинде анын оппоненттери тарабынан бийликти мыйзам тамгасын бузгандыгы үчүн кийинки сынга алууга мүмкүнчүлүгүн жаратат.
Keywords in Kyrgyz:конституция; коммуникация; формалдуу эмес саясат; «чектелген жеткиликтүүлүк тартиби»; популизм
AMENDMENT OF CONSTITUTION AS A WAY OF POLITICAL COMMUNICATION IN KYRGYZSTAN
The article substantiates the argument that constitutional reform in Kyrgyzstan is a two-component process of political communication: a) between the current government and society through the channel of populist statements; b) among political actors through the channel of informal agreements. This point is based on the proposition that political actors and the population in the republic exist in two parallel dimensions: within the framework of “orders of limited access” and in the system of weak state bodies, respectively. Based on this, a constitutional change is a communication mechanism linking these dimensions. Meanwhile, this communication has a short-term effect, since it does not imply responsibility of political actors before the population and opens up opportunities for subsequent criticism of the authorities by their opponents for violating the letter of the law in the process of constitutional reforms.
Keywords in English:constitution; communication; informal politics; “limited access order”; populism