Registered in RSCI
Journal" Herald of KRSU", 2022 year, Tom 22, no 6, p. 57- 62. UDC 2-425:502.12 DOI 10.36979/1694-500X-2022-22-6-57-62
Information about authors:

Сычёв Андрей Анатольевич – д-р филос. наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск, Россия, e-mail: sychevaa@mail.ru.
Коваль Екатерина Александровна – д-р филос. наук, профессор кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции России, г. Саранск, e-mail: nwifesc@yandex.ru
Жадунова Наталья Владимировна – канд. филос. наук, декан факультета дополнительного образования ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева», г. Саранск, Россия, e-mail: zhadunovan@mail.ru

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РЕЛИГИОЗНЫХ ЭТИКЕ И ПРАВЕ
Сычёв А.А., Коваль Е.А., Жадунова Н.В.
Abstract in Russian:

Рассматриваются вопросы взаимодействия человека и природы с точки зрения различных религиозных этических учений и религиозно-правовых концепций. Описаны элементы деонтологического и иерархического биоцентризма в таких религиях, как индуизм, джайнизм, буддизм, даосизм, христианство, ислам. Несмотря на то что христианские и мусульманские представления о положении человека в мире природы тяготеют к антропоцентризму, при более внимательном анализе норм религиозного права и религиозной этики обнаруживаются признаки иерархического биоцентризма, согласно которому внутренняя ценность человека отличается от внутренней ценности иных живых существ, но это не является основанием господства над природой и неограниченного потребления её ресурсов. Напротив, человек, будучи уникальным творением, несёт особую ответственность перед природой и обязан заботиться о ней. Данная позиция отражается как в священных текстах, так и в новейших нормативных документах различных религиозных организаций. Забота об окружающей среде является одним из оснований для перекрёстного консенсуса и развития межрелигиозного диалога.

Keywords in Russian:

экологическая этика; биоцентризм; религиозная этика; религиозное право; человек; природа; забота; межрелигиозный диалог

ДИНИЙ ЭТИКАДАГЫ ЖАНА УКУКТАГЫ ЭКОЛОГИЯЛЫК МАСЕЛЕЛЕР
Сычёв А.А., Коваль Е.А., Жадунова Н.В.
Astract in Kyrgyz :

Макалада адам менен табияттын өз ара аракеттенүү маселелери ар кандай диний этикалык окуулардын жана диний-укуктук концепциялардын көз карашынан каралат. Деонтологиялык жана иерархиялык биоцентризмдин элементтери индуизм, джайнизм, буддизм, даосизм, христианчылык, ислам сыяктуу диндерде сүрөттөлөт. Адамдын жаратылыш дүйнөсүндөгү орду жөнүндөгү христиандык жана мусулмандык идеялар антропоцентризмге ыктаганына карабастан, диний укуктун жана диний этиканын ченемдерине көнүл коюп талдоо жүргүзүү иерархиялык биоцентризмдин белгилерин ачып берет, ага ылайык адамдын ички баалуулугу башка жандыктардын ички баалуулугунан айырмаланат, бирок бул жаратылышка үстөмдүк кылуу жана анын ресурстарын чексиз керектөө үчүн негиз боло албайт. Тескерисинче, адам кайталангыс жаратылгандыктан жаратылыштын алдында өзгөчө жоопкерчиликтүү жана ага кам көрүүгө милдеттүү. Бул көз караш ыйык тексттерде да, түрдүү диний уюмдардын жаңы ченемдик документтеринде да чагылдырылган. Курчап турган чөйрөгө кам көрүү кайчылаш консенсуска жана диндер аралык диалогду өнүктүрүүгө негиздердин бири болуп саналат.

Keywords in Kyrgyz:

экологиялык этика; биоцентризм; диний этика; диний укук; адам; жаратылыш; кам көрүү; диндер аралык диалог

ENVIRONMENTAL ISSUES IN RELIGIOUS ETHICS AND LAW
Sychev A.A., Koval E.A., Zhadunova N.V.
Abstract in English:

The article deals with the issues of interaction between man and nature from the point of view of various religious ethical teachings and religious law. The elements of deontological and hierarchical biocentrism are described in such religions as Hinduism, Jainism, Buddhism, Taoism, Christianity, Islam. Despite the fact that Christian and Muslim ideas about the position of man in the natural world tend to anthropocentrism, a closer analysis of the norms of religious law and religious ethics reveals signs of hierarchical biocentrism. Hierarchical biocentrism is based on the fact that the intrinsic value of a person differs from the intrinsic value of other living beings, but this is not the basis for domination over nature and unlimited consumption of its resources. On the contrary, man, being a unique creation, bears a special responsibility to nature and is obliged to take care of it. This position is reflected both in sacred texts and in the latest normative documents of various religious organizations. Concern for the environment is one of the grounds for overlapping consensus and the development of inter-religious dialogue.

Keywords in English:

ecological ethics; biocentrism; religious ethics; religious law; man; nature; care; inter-religious dialogue

Copy the output according to GOST
Sychev A.A. ENVIRONMENTAL ISSUES IN RELIGIOUS ETHICS AND LAW / A.A. Sychev, E.A. Koval, N.V. Zhadunova // Herald of KRSU. 2022. T. 22. No 6. S. 57- 62.