Курманалиева Асель Абылкановна – канд. юрид. наук, доцент кафедры международного, предпринимательского права и политологии Международного университета Кыргызской Республики, директор Академии местного управления Центральной Азии, г. Бишкек, тел.: +996-997 123000, e-mail: kaselki@mail.ru
Чуракова Ольга Владимировна – аспирант Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына, г. Бишкек, зам. руководителя Института переподготовки и повышения квалификации специалистов ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар, Российская Федерация, тел.: +7 961 5982064, e-mail: olga.vl.churakova@bk.ru
ОБЗОР НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Представлены ключевые нормативные правовые акты Кыргызской Республики и Российской Федерации, регулирующие в настоящее время сферу дополнительного профессионального образования. Проведен краткий сравнительный анализ законодательного регламентирования деятельности в сфере дополнительного профессионального образования, обозначены ключевые совпадения и основные важные различия, касающиеся лицензирования деятельности по реализации дополнительных профессиональных программ, их разработки, организации итоговой аттестации, выдачи подтверждающих обучение документов. Авторы сопоставили определения дополнительного профессионального образования в системе образования обеих стран, подчеркнув единую направленность на усиление профессиональных компетенций специалистов для выполнения ими трудовых функций. Данный вопрос представлен в контексте экономического межстранового взаимодействия, трудовой миграции и необходимости усиления государственного регулирования системы дополнительного профессионального образования и ее поддержки.
Keywords in Russian:дополнительное профессиональное образование; нормативно-правовое обеспечение дополнительного профессионального образования; дополнительное профессиональное образование в Кыргызской Республике
КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫНДА ЖАНА РОССИЯ ФЕДЕРАЦИЯСЫНДА КОШУМЧА КЕСИПТИК БИЛИМ БЕРҮҮНҮ ЧЕНЕМДИК УКУКТУК ЖӨНГӨ САЛУУГА СЕРЕП САЛУУ: САЛЫШТЫРМА ТАЛДОО ЖҮРГҮЗҮҮ
Макалада азыркы учурдагы Кыргыз Республикасынын жана Россия Федерациясынын кошумча кесиптик билим берүү чөйрөсүн жөнгө салган негизги ченемдик укуктук актылары сунушталды. Кошумча кесиптик билим берүү чөйрөсүндөгү ишмердикти мыйзамдык жөнгө салууга кыскача салыштырма талдоо жүргүзүлгөн, кошумча кесиптик программаларды ишке ашыруу, аларды иштеп чыгуу, жыйынтыктоочу аттестацияны уюштуруу, окутууну тастыктаган документтерди берүү боюнча ишмердикти лицензиялоого тиешелүү негизги дал келүүлөр жана негизги маанилүү айырмачылыктар белгиленген. Авторлор эки өлкөнүн билим берүү системасындагы кошумча кесиптик билим берүүнүн аныктамаларын салыштырып, адистердин эмгек функцияларын аткаруу үчүн кесиптик компетенцияларын күчөтүүгө бирдиктүү багытты белгилешкен. Бул маселе өлкөлөр аралык экономикалык өз ара аракеттенүү, эмгек миграциясы жана кошумча кесиптик билим берүү системасын мамлекеттик жөнгө салууну күчөтүү жана аны колдоо зарылчылыгынын контекстинде берилген.
Keywords in Kyrgyz:кошумча кесиптик билим берүү; кошумча кесиптик билим берүүнү ченемдик-укуктук камсыздоо; Кыргыз Республикасында кошумча кесиптик билим берүү
REVIEW OF LEGAL REGULATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION IN THE KYRGYZ REPUBLIC AND THE RUSSIAN FEDERATION: COMPARATIVE ANALYSIS SUMMARY
The article presents the Kyrgyz Republic and the Russian Federation key pieces of legislation that currently enact the environment of additional professional education (supplementary vocational education). A brief comparative analysis of the legislative regulation of activities in the field of supplementary vocational education is made. Key similarities and main important dissimilarities are identified regarding the licensing of activities for the implementation of supplementary vocational education, curricular activities, educational programs and their development, organization of examination, issuance of legal documents confirming supplementary vocational education. The authors compared the definition of the term “Supplementary vocational education” in the system of education of both countries, emphasized the common focus on strengthening the professional competencies of specialists to perform their employment duties. This issue is presented in the context of economic intercountry cooperation, labor migration and the necessity to strengthen state regulation of the system of supplementary vocational education and its sustaining.
Keywords in English:additional professional education; regulatory and legal support of additional professional education; additional professional education in the Kyrgyz Republic