Registered in RSCI
Journal" Herald of KRSU", 2024 year, Tom 24, no 6, p. 149- 153. UDC [378:574]:327.3 DOI 10.36979/1694-500X-2024-24-6-149-153
Information about authors:

Абдурахмонов Гуломжон Азамович – канд. геол.-минерал. наук, доцент кафедры физических процессов горного производства естественно-технического факультета Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, г. Бишкек, Кыргызская Республика, тел.: +996-558 722209, е-mail: a.g_a@rambler.ru
Воробьев Александр Егорович – д-р техн. наук, профессор Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М.Д. Миллионщикова, Чеченская Республика, Российская Федерация, тел.: +7 916 0811043, е-mail: fogel_al@mail.ru
Воробьев Кирилл Александрович – опытный профессионал в области тестирования программного обеспечения Института проблем комплексного освоения недр Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация, тел.: +7 977 5331474, е-mail: k.vorobyev98@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Абдурахмонов Г.А., Воробьев А.Е., Воробьев К.А.
Abstract in Russian:

На основе доступной профильной литературы показана необходимость дальнейшего развития интернационализации высшего экологического образования. Для этого были исследованы экологические университеты, так как во многих классических, технических и других университетах по всему миру появились различные экологические академические программы. Проблемы окружающей среды выходят далеко за рамки одной страны и даже региона (нескольких стран). Представлены особенности интернационализации экологических вузов. Показаны причины и целесообразность расширения интернационализации вузов экологического профиля. Даны количественные показатели уровней экологического образования в РФ и установлено, что здесь функционирует 268 вузов, где студенты могут обучаться по направлению 05.03.06 «Экология и природопользование». Международное сотрудничество российских вузов в области экологического образования и его формы как наиболее эффективный способ взаимодействия первоначально было апробировано в Балтийском регионе. Рассчитаны изменения в факторах, определяющих интернациональную деятельность западных вузов. Установлено, что университеты с самым высоким рейтингом по окружающей среде и экологии расположены в шести странах: Австралии, Великобритании, Китае, Нидерландах, Швейцарии и США.

Keywords in Russian:

экологическое образование; зелёная мобильность; вузы; экология; интернационализация; проблемы; перспективы

ЭКОЛОГИЯЛЫК УНИВЕРСИТЕТТЕРДИН ИНТЕРНАЦИОНАЛДАШТЫРУУНУН ӨЗГӨЧӨЛҮКТӨРҮ
Абдурахмонов Г.А., Воробьев А.Е., Воробьев К.А.
Astract in Kyrgyz :

Макала колдогу атайын адабияттардын негизинде жогорку экологиялык билим берүүнү интернационалдаштырууну андан ары өнүктүрүү зарылдыгын көрсөтөт. Бул үчүн экологиялык университеттер изилденген, анткени дүйнө жүзү боюнча көптөгөн классикалык, техникалык жана башка университеттерде ар кандай экологиялык академиялык программалар пайда болгон. Мындан тышкары, айлана-чөйрөнү коргоо маселелери бир өлкөнүн, ал тургай региондун (бир нече өлкөнүн) чегинен тышкары. Экологиялык университеттерди интернационалдаштыруунун өзгөчөлүктөрү көрсөтүлөт. Экологиялык профилдеги ЖОЖдорду интернационалдаштырууну кеңейтүүнүн себептери жана максатка ылайыктуулугу көрсөтүлдү. Россия менен экологиялык билим берүүнүн сандык көрсөткүчтөр берилген жана студенттер багытта окуй ала турган 268 жогорку окуу жайлары бар экени аныкталган 05.03.06 "Экология жана жаратылышты пайдалануу". Россиянын жогорку окуу жайларынын эл аралык кызматташтыгы, экологиялык билим берүү жана анын формасы, өз ара аракеттенүүнүн эң натыйжалуу жолу катары алгач Балтика аймагында сыналган. Батыш ЖОЖдорунун интернационалдык ишмердүүлүгүн аныктоочу факторлордун өзгөрүүсү эсептелген. Айлана-чөйрө жана экология боюнча эң жогорку орунду ээлеген университеттер 6 өлкөдө: Австралия, Улуу Британия, Кытай, Нидерланды, Швейцария жана АКШда жайгашкандыгы аныкталды.

Keywords in Kyrgyz:

экологиялык билим берүү; жашыл мобилдүүлүк; университеттер; экология; интернационалдаштыруу; көйгөйлөр; перспективалар

FEATURES OF INTERNATIONALIZATION OF ENVIRONMENTAL UNIVERSITIES
Abdurakhmonov G.A., Vorobyov A.E., Vorobyov К.A.
Abstract in English:

The article shows, on the basis of available specialized literature, the need for further development of the internationalization of higher environmental education. Environmental universities have been investigated for this, as many classical, technical and other universities around the world have developed various environmental academic programs. And besides, environmental problems go far beyond the borders of one country and even a region (several countries). The features of the internationalization of environmental universities are presented. The reasons and expediency of expanding the internationalization of environmental universities are shown. Quantitative indicators of the levels of environmental education in the Russian Federation are given and it is established that there are 268 universities where students can study in the direction 05.03.06 "Ecology and nature management". International cooperation of Russian universities in the field of environmental education and its forms, as the most effective way of interaction, was initially tested in the Baltic region. The changes in the factors determining the international activities of Western universities are calculated. It was found that the universities with the highest rating in the environment and ecology are located in 6 countries: Australia, Great Britain, China, the Netherlands, Switzerland and the USA.

Keywords in English:

environmental education; green mobility; universities; ecology; internationalization; problems; prospects

Copy the output according to GOST
Abdurakhmonov G.A. FEATURES OF INTERNATIONALIZATION OF ENVIRONMENTAL UNIVERSITIES / G.A. Abdurakhmonov, A.E. Vorobyov, К.A. Vorobyov // Herald of KRSU. 2024. T. 24. No 6. S. 149- 153.