Болджурова Ишенкуль Садыковна – д-р пед. наук, профессор, засл. работник образования Кыргызской Республики, Почетный доктор Московского государственного лингвистического университета, г. Бишкек, Кыргызская Республика, тел.: +996-559 221251, е-mail: s.boldjurova@gmail.com
Хулхачиева Женишкуль Саматовна – канд. филол. наук, доцент, зав. кафедрой языков и культур стран СНГ и ближнего зарубежья Дирекции базовой организации по языкам и культуре государств-участников СНГ Московского государственного лингвистического университета, Российская Федерация, тел.: + 7 985 9814920, е-mail: j.khulkhachieva@linguanet.ru
XXI ВЕК – ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ (ДИСКУССИОННАЯ СТАТЬЯ)
Рассматриваются проблемы современности: нестабильность, неопределённость, сложность анализа, неоднозначность. Искусственный интеллект – вызов или угроза. Цифровые технологии, искусственный интеллект и как они влияют на образование. Новое поколение детей – «цифровые» дети. Какие они и как их образовывать и воспитывать? Что нужно для опережающего образования? Какими компетенциями, технологиями и методологией должны обладать педагоги ХХI века? Делается акцент на субъектно-субъектных отношениях, личностном подходе к учащимся.
Keywords in Russian:проблемы современности; искусственный интеллект; вызовы и угрозы образованию и миру; поколение Z и генерация Альфа; проблемы образования, воспитания; современный педагог; субъектно-субъектные отношения; личностный подход; догоняющее образование
XXI КЫЛЫМ – ПЕДАГОГИКА ЖАНА БИЛИМ БЕРҮҮДӨГҮ ЖАҢЫ ЧАКЫРЫКТАР ЖАНА КОРКУНУЧТАР (ТАЛКУУЛОО МАКАЛАСЫ)
Берилген макалада учурдагы заманбап көйгөйлөр талдоого алынат: туруксуздук, белгисиздик, талдоо татаалдыгы, бүдөмүктүк. Жасалма интеллект – чакырыкпы же коркунучпу? Санариптик технологиялар, жасалма интеллект жана алар билим берүүгө кандай таасир этет? Балдардын жаңы мууну – «санариптик» балдар. Алар ким жана аларга кандайча билим берип, тарбиялаш керек? Заманбап жогорку билим алуу үчүн эмне керек? XXI кылымдын мугалимдери кандай иш билгиликтерге, технологияларга жана методологиялык ык-усулдарга ээ болушу керек? Окуучуларга карата жеке мамиле, алардын жеке өзгөчөлүгүн-мүнөзүн, шыгын жана турмуш шартын эске алуу.
Keywords in Kyrgyz:азыркы замандын көйгөйлөрү; жасалма интеллект; билим берүүгө жана дүйнөгө карата жаңы чакырыктар жана коркунучтар; Z муун жана Альфа мууну; билим берүү, тарбиялоо көйгөйлөрү; заманбап мугалим; субъект-субъектик мамилелер; окуучуларга жеке мамиле; билим берүү
XXI CENTURY – CHALLENGES AND THREATS TO PEDAGOGY AND EDUCATION (DISCUSSION ARTICLE)
The article examines the problems of our time: instability, uncertainty, complexity of analysis, ambiguity. Artificial intelligence – a challenge or a threat. Digital technologies, artificial intelligence and how they affect education. The new generation of children – “digital” children, what they are like and how to educate and raise them. Catch-up education. What is needed for advanced education. What competencies should a modern teacher have? What technologies and methodology should teachers of the 21st century have? Subject-subject relationships, personal approach to students.
Keywords in English:problems of our time; artificial intelligence; challenges and threats to education and peace; generation Z and Generation Alpha; problems of education and upbringing; modern teacher; subject-subject relations; personal approach; catch-up education