Сулайманова Марина Рахимджановна – канд. мед. наук, доцент кафедры медицинской психологии, психиатрии и психотерапии медицинского факультета Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Кыргызская Республика, тел.: +996-555 125167, e-mail: marina.suli@gmail.com
Кутликова Айлина Бахрамовна – студент медицинского факультета Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Кыргызская Республика, тел.: +996-709 173238, e-mail: kutlikovaa@mail.ru
Тобокелова Керемет Арыстанбековна – студент медицинского факультета Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Кыргызская Республика, тел.: +996-770 502771, e-mail: keremettobokelova50@gmail.com
Мисиров Расул Миртемирович – студент медицинского факультета Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Кыргызская Республика, тел.: +996-706 870481, e-mail: rasulmirtemirovich@gmail.com
ПРЕДИКТОРЫ ЭКСКОРИАЦИОННЫХ НАРУШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Обследовано 100 респондентов, обучающихся в вузах Кыргызстана и ряда других стран, посредством использования стандартизованных шкал тревоги, депрессии и шкалы DISР (Snorrason I., 2016), отражающей вероятность развития экскориационного расстройства. В результате выявлены умеренный (67 %) и высокий уровни личностной тревоги (33 %), высокий уровень ситуативной тревоги (54 %) и легкий уровень депрессии (39 %). Вероятные признаки развития экскориационного расстройства выявлены у четверти респондентов (26 %), соответствующие критериям рубрики: «Патологические экскориации» (ICD-11: 6B25.1). Статистически значимые корреляции между экскориационными действиями и уровнем личностной тревоги (r = 0,3; р < 0,05), локализацией экскориационных действий и уровнем депрессии (r = -0,21; р < 0,05), частотой экскориационных действий и уровнем личностной тревоги (r = 0,4; р < 0,05), импульсивностью экскориационных действий и уровнем личностной (r = 0,4; р < 0,01) и ситуативной тревоги (r = -0,4; р < 0,01), степенью удовлетворения в процессе экскориационных действий и уровнем личностной тревоги (r = 0,3; р < 0,05) и депрессии (r = 0,3; р < 0,05). Таким образом, доминирующие умеренный (0,01) и высокий уровни тревоги (0,01), легкий уровень депрессии (0,01), а также достоверно выраженные корреляции аффекта и экскориационных действий (0,01) формируют замкнутый круг: «дистресс – искажённое восприятие образа «Я» – аффективные сдвиги – экскориационные действия – экскориационное расстройство – аффективные сдвиги – искажение восприятие образа «Я» – экскориационные действия – дистресс». Этот феномен следует учитывать при разработке методических и учебно-образовательных программ с включением профилактических и психокоррекционных мероприятий по снижению уровня дистресса у студентов и терапии пациентов с экскориационным расстройством.
Keywords in Russian:экскориационное расстройство; патологические экскориации; тревога; депрессия; качество жизни; психотерапия
МЕДИЦИНАЛЫК ЖОГОРКУ ОКУУ ЖАЙЛАРЫНЫН СТУДЕНТТЕРИНИН ЭКСКОРИАЦИЯЛЫК БУЗУЛУШУНУН БОЖОМОЛДОРУ
Биз Кыргызстандагы жана башка бир нече өлкөлөрдөгү университеттерде окуган 100 респондентти стандартташтырылган тынчсыздануу, депрессия жана DISP масштабдарын колдонуу аркылуу сурамжылоо жүргүздүк (Snorrason I., 2016), бул экскориациялык бузулуунун (ЭБ) пайда болуу ыктымалдуулугун чагылдырат. Натыйжада, орточо (67 %) жана жеке тынчсыздануунун жогорку деңгээли (33 %), кырдаалдык тынчсыздануунун жогорку деңгээли (54 %) жана жеңил депрессия (39 %) аныкталган. Сурамжылоого катышкандардын төрттөн биринде (26 %), «патологиялык экскориация» (ICD-11: 6B25.1) деген бөлүмдүн критерийлерине ылайык. Экскориациялык аракеттер (ЭА) менен жеке тынчсыздануунун деңгээлинин (r = 0,3; р < 0,05), ЭА локалдаштырылышы жана депрессиянын деңгээли (r = -0,21; р < 0,05), ЭА жыштыгы жана жеке тынчсыздануунун деңгээли (r = 0,4; р < 0,05), ЭА импульсивдүүлүгү жана жеке тынчсыздануунун деңгээли (r = 0,4; p < 0,01) жана кырдаалдык тынчсыздануу (r = -0,4; p < 0,01), ЭА процессиндеги канааттануу деңгээли жана жеке тынчсыздануу деңгээли (r = 0.3; p < 0,05) жана депрессия (r = 0,3; p < 0,05). Ошентип, басымдуу орточо (0,01) жана тынчсыздануунун жогорку деңгээли (0,01), жеңил депрессия (0,01), ошондой эле аффект менен ЭА (0,01) ортосундагы ишенимдүү байланыштар кайталанма чөйрөнү түзөт: «өзүн-өзү дистресс – «Мен» образын терс кабыл алуу – аффекттин деңгээлинин жогорулашы – экскориациялык аракеттер – экскориациялык бузулуу – аффекттин деңгээлинин жогорулашы – «Мен» образын терс кабыл алуу – дистресс – экскориациялык аракеттер – экскориациялык бузулуусу». Бул көрүнүш методологиялык жана билим берүү программаларын иштеп чыгууда, студенттердеги стрессти азайтуу жана экскориациялык бузулуу менен ооруган бейтаптарды дарылоо боюнча профилактикалык жана психокоррекциялык чараларды камтыганда эске алынышы керек.
Keywords in Kyrgyz:экскориациялык бузулуу; патологиялык экскориация; тынчсыздануу; депрессия; жашоо сапаты; психотерапия
PREDICTORS OF EXCORIATION DISORDERS IN MEDICAL STUDENTS
The article surveyed 100 respondents studying at universities in Kyrgyzstan and several other countries through the use of standardized anxiety, depression and DISP scales (Snorrason I., 2016), reflecting the likelihood of developing excoriation disorder (ER). As a result, moderate (67 %) and high levels of personal anxiety (33 %), high level of situational anxiety (54 %) and mild depression (39 %) were revealed. Probable signs of ER development were detected in a quarter of respondents (26 %), corresponding to the criteria of the heading: "Pathological excoriation" (ICD-11:6B25.1). Statistically significant correlations between excoriation actions (ED) and the level of personal anxiety (r = 0,3; p < 0,05), localization of ed and the level of depression (r = -0,21; p < 0,05), frequency of ed and the level of personal anxiety (r = 0,4; p < 0,05), impulsivity of ED and the level of personal anxiety (r = 0,4; р < 0,01) and situational anxiety (r = -0,4; р < 0,01), the degree of satisfaction in the ED process and the level of personal anxiety (r = 0,3; р < 0,05) and depression (r = 0,3; р < 0,05). Thus, the dominant moderate (0.01) and high levels of anxiety (0.01), mild depression (0.01), as well as reliably pronounced correlations of affect and ED (0.01) form a vicious circle «distress – the distorted perception of the «I» – affective shifts – excoriation actions – excoriation disorder – affective shifts – the distortion of the perception of the «I» – excoriation actions – distress». This phenomenon should be taken into account when developing methodological and educational programs with the inclusion of preventive and psychocorrective measures to reduce the level of distress in students and therapy of patients with excoriation disorder.
Keywords in English:excoriation disorder; pathological excoriation; anxiety; depression; quality of life; psychotherapy