Лазариди Милана Исааковна – д-р филол. наук, профессор кафедры философии и религиоведения им. академика А.Ч. Какеева гуманитарного факультета Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Кыргызская Республика, тел.: +996-706 949946, e-mail: lazaridi_milana@mail.ru
ГЕРОИ А.С. ПУШКИНА В СВЕТЕ ТЕОРИИ ДОБРОДЕТЕЛИ СОКРАТА
Рассматривается актуальная проблема современного образования – нравственного воспитания подрастающего поколения. Представлена этическая система древнегреческого философа Сократа, создателя названной науки, и её отражение в творчестве гениального русского поэта А.С. Пушкина. Автор статьи задаётся вопросом, почему А.С. Пушкин – “наше всё” (по определению Аполлона Григорьева)? Почему, когда трудно, пропадает надежда, рушатся идеалы, читатель обращается к творчеству поэта, чтобы восстановить гармонию души? Поэт во всём своём творчестве воспевает добродетельного человека, отводит морали первостепенную роль в обществе, считая её основой в жизни личности, характеризует героев своих произведений, соблюдая этические нормы, потому что это привнесённый результат воспитания, или интуитивно чувствует, “что такое хорошо и что такое плохо?” Как известно, необходимость науки этики обоснована в Древней Греции, а отец античной этики – Сократ. Философ сформулировал теорию добродетели, главными из которых он считал: мужество, умеренность, мудрость, справедливость. По мнению автора, А.С. Пушкин, вероятнее всего, изучал систему добродетели Сократа в лицее и обогатил её уникальным чувством гармонии, которая пронизывает всё творчество поэта. В качестве подтверждения данного тезиса приводятся примеры из произведений поэта.
Keywords in Russian:А.С. Пушкин; Сократ; этика; мужество; умеренность; мудрость; справедливость; воспитание; гармония; добродетель
А.С. ПУШКИНДИН КААРМАНДАРЫ СОКРАТТЫН ИЗГИЛИКТҮҮ ТЕОРИЯСЫНЫН АЛКАГЫНДА
Макалада азыркы билим берүүнүн актуалдуу маселеси – өсүп келе жаткан муунду адеп-ахлактык жактан тарбиялоо каралган. Аты аталган илимдин жаратуучусу, байыркы грек философу Сократтын этикалык системасы жана анын гениалдуу орус акыны А.С. Пушкиндин чыгармачылыгындагы чагылдырылышы баяндалган. Макаланын автору эмне үчүн А.С. Пушкин "биздин бардыгыбыз" (Аполлон Григорьевдин аныктамасы боюнча) деген суроо коёт? Эмне үчүн кыйын болгондо, үмүт үзүлгөндө, идеалдар кулаганда, окурман жан дүйнөнүн гармониясын калыбына келтирүү үчүн акындын чыгармачылыгына кайрылат? Акын өзүнүн бардык чыгармачылыгында адептүү адамды даңазалайт, коомдо адеп-ахлакты биринчи орунга коёт, аны инсандын турмушунун негизи деп эсептейт, чыгармаларынын каармандарын этикалык нормаларды сактоо менен мүнөздөйт, анткени бул тарбиянын алып келген натыйжасы, же "эмне жакшы, эмне жаман?" экенин туюп сезген. Белгилүү болгондой, этика илиминин зарылдыгы Байыркы Грецияда негизделген, ал эми байыркы этиканын атасы Сократ. Философ изгилик теориясын түзгөн, алардын негизгиси: кайраттуулук, токтоолук, акылмандык, адилеттүүлүк. Автордун ою боюнча, А.С. Пушкин, кыязы, лицейде Сократтын изгилик системасын изилдеп, аны акындын бардык чыгармачылыгына сиңген уникалдуу гармония сезими менен байыткан. Бул тезистин далили катары акындын чыгармаларынан мисалдар келтирилген.
Keywords in Kyrgyz:А.С. Пушкин; Сократ; этика; кайраттуулук; сабырдуулук; акылмандык; адилеттүүлүк; тарбия; гармония; изгилик
HEROES OF A.S. PUSHKIN IN THE LIGHT OF SOCRATES’ THEORY OF VIRTUE
The article is dedicated to the pressing problem of modern education – the moral development of the younger generation. The ethical system of the ancient Greek philosopher Socrates, the creator of the named science, and its reflection in the work of the brilliant Russian poet A.S. Pushkin are presented. The author of the article wonders why A.S. Pushkin – “our everything” (as defined by Apollon Grigoriev)? Why, when it is difficult, hope is lost, ideals are crumbling, does the reader turn to the poet’s work in order to restore the harmony of the soul? In all his work, the poet glorifies the virtuous person, assigns morality a primary role in society, considering it the basis in the life of the individual. The poet characterized the heroes of his works, observing ethical standards, because this was an introduced result of upbringing, or intuitively felt, “what is good and what is bad?” As you know, the need for the science of ethics was substantiated in Ancient Greece, and the father of ancient ethics is Socrates. The philosopher formulated a theory of virtues, the main ones of which he considered: courage, moderation, wisdom, justice. According to the author, A.S. Pushkin most likely studied Socrates’ system of virtue at the Lyceum and enriched it with a unique sense of harmony that permeates all of the poet’s work. To confirm this thesis, examples from the poet’s works are given.
Keywords in English:A.S. Pushkin; Socrates; ethics; courage; moderation; wisdom; justice; education; harmony; virtue