Сагымбаев Абдисамат Акимович – д-р техн. наук, профессор кафедры “Сети связи и системы коммуникации” естественно-технического факультета Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Кыргызская Республика, тел.: +996-555 052605, е-mail: sagymbaev64@mail.ru
Мамадалиева Жылдыз Болотбековна – ст. преподаватель кафедры “Сети связи и системы коммуникации” естественно-технического факультета Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Кыргызская Республика, тел.: +996-706 063506, е-mail: jyldyz77@bk.ru
Таштобаева Бурул Эшимбековна – канд. техн. наук, профессор Кыргызского технического университета им. И. Раззакова, Кыргызская Республика, e-mail: bet75kstu@kstu.kg
Сагымбаев Амантур Абдисаматович – инженер Центра сетевых операций Облачного провайдера IaaS Rack CoRP, Кыргызская Республика, тел.: +996-550 105047, е-mail: sagymbaev64@mail.ru
О КОРПОРАТИВНОЙ МОДЕЛИ ВИРТУАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Рассмотрена проблема создания и внедрения корпоративной модели виртуального университета в вузы Кыргызской Республики, а также возможность создания единой электронной площадки в рамках разработки, поддержки общей онлайн-платформы и размещения на ней онлайн-курсов университетов-партнёров. С целью вступления в качестве вуза-партнёра и для сетевого взаимодействия университетам рекомендуется сотрудничать с виртуальными вузами других стран. Авторы также отмечают, что наблюдается разрыв между возможностями образовательных технологий в подготовке it-специалистов и реальным применением информационно-коммуникационных и цифровых технологий на производстве. Для решения возникшей проблемы авторы предлагают отходить от традиционных методов обучения и каждый год с учётом предложений и замечаний работодателей в сфере ИКТ при необходимости вносить соответствующие изменения и дополнения в учебные программы.
Keywords in Russian:виртуальный университет; информационно-коммуникационные и цифровые технологии; массовые открытые онлайн-курсы (МООК); виртуальная реальность; дополненная виртуальная реальность
ВИРТУАЛДЫК УНИВЕРСИТЕТТИН КОРПОРАТИВДИК МОДЕЛИ ЖӨНҮНДӨ
Бул макалада Кыргыз Республикасынын жождорунда виртуалдык университеттин корпоративдик моделин түзүү жана ишке киргизүү маселеси, ошондой эле иштеп чыгуунун алкагында бирдиктүү электрондук аянтча түзүү, жалпы онлайн-платформаны колдоо жана ага өнөктөш университеттердин онлайн-курстарын жайгаштыруу мүмкүнчүлүгү каралды. Өнөктөш университет катары кирүү максатында жана тармакташуу үчүн университеттерге башка өлкөлөрдүн виртуалдык университеттери менен кызматташуу сунушталат. Авторлор ошондой эле жалпы адистерди даярдоодо билим берүү технологиясынын мүмкүнчүлүктөрү менен өндүрүштө маалыматтык-коммуникациялык жана санариптик технологияларды реалдуу колдонуунун ортосунда ажырым бар экенин белгилешет. Пайда болгон көйгөйдү чечүү үчүн авторлор окутуунун салттуу ыкмаларынан баш тартууну жана жыл сайын иш берүүчүлөрдүн МКТ боюнча сунуштарын жана сын-пикирлерин эске алуу менен, керек болсо окуу программаларына тиешелүү өзгөртүүлөрдү жана толуктоолорду киргизүүнү сунушташат.
Keywords in Kyrgyz:виртуалдык университет; маалыматтык-коммуникациялык жана санариптик технологиялар; массалык ачык онлайн-курстары (МАОК); виртуалдык чындык; кеңейтилген виртуалдык чындык
ABOUT THE CORPORATE MODEL OF A VIRTUAL UNIVERSITY
This article discusses the problem of creating and implementing a corporate model of a virtual university in universities of the Kyrgyz Republic, as well as the possibility of creating a single electronic platform within the framework of developing, supporting a common online platform and hosting online courses of partner universities on it. In order to join as a partner university and for networking, universities are encouraged to cooperate with virtual universities in other countries. The authors also note that there is a gap between the possibilities of educational technologies in the training of IT−specialists and the actual application of information, communication and digital technologies in production. To solve the problem, the authors propose to move away from traditional teaching methods and every year, taking into account the suggestions and comments of employers in the field of ICT, if necessary, make appropriate changes and additions to the curricula.
Keywords in English:virtual university; information and communication and digital technologies; massive open online courses (MOOCs); virtual reality; augmented virtual reality