Эмильбекова Айнагуль Кемеловна – ст. преподаватель кафедры кыргызского языка КРСУ, тел.: + 996-555 900459, е-mail: emilbekova.63@mail.ru
ДУХОВНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ЖУСУПА БАЛАСАГЫНА В ПОЭМЕ “КУТТУУ БИЛИМ»
"Благодатное знание" Жусупа Баласагына содержит богатейшую информацию об общественном устройстве того времени, месте и роли всех социальных групп, общественных нормах и правилах. Философ рассуждает о диалектике таких понятий, как добро и зло, правда и ложь, великодушие и жадность, благоразумие и невыдержанность. При этом взгляды автора тесно связаны с его мировоззрением и социальной концепцией. Он часто повторяет мысль о том, что и в политике, и в общественных отношениях главным критерием человеческой сущности должна быть человечность. Вся история человеческой цивилизации ставила перед учеными и мыслителями вопрос: в чем сущность и цель человеческой жизни? Размышляя над ним, автор делает вывод, что каждый человек, независимо от социально-политического положения, должен прожить достойную жизнь, стремиться принести людям радость. Человек в одночасье может лишиться всего, что имеет. Поэтому нет ничего выше доброго и внимательного отношения к людям, уважения их человеческого достоинства. Это непременно возвернется человеку добром и счастьем.
Keywords in Russian:мыслитель; диалектика; этика; нравственность; духовность; воспитание; знание; счастье; радость; добро; зло; истина
ЖУСУП БАЛАСАГЫНДЫН “КУТТУУ БИЛИМ” ДАСТАНЫНДАГЫ РУХИЙ НРАВАЛЫК МУРАСТАР
Жусуп Баласагындын “Куттуу билим” дастаны дүйнөлүк философиянын салттуу темаларынын бири болгон адамдын жакшы, жаман жактарына өзгөчө маани берип токтолгон. Адамдын өз өмүрүндөгү негизги максаты эмне? деген суроо дүйнөнүн не деген дархан даанышмандарын ойлондурбаган. Баласагын акылман бул маселеге
көп кайрылган. Натыйжада ал ар бир адам өз өмүрүн жакшылык иштерге гана арноосу зарыл деген этикалык жактан негиздүү тыянакка келет. Ал эми ар бир адам жарык дүйнөдөгү инсандык парзын адамгерчиликтин асыл нарктуу жактарын аздектеп аткарганда гана өз өмүрүн өрнөктүү жашап өткөн болот. Автор адам өмүрүнүн башкы максаты тууралуу тыянагы – ар бир пенде, ким гана болбосун, адамгерчиликти аркалап гана жашоо керек. Адам аты анын жакшы иштери, жанга жагымдуу сөздөрү аркылуу гана түбөлүккө сакталат.
даанышман; диалектика; этика; рухий мурастар; максат; акылман; билим; тарбия; бакыт; кубаныч
SPIRITUAL AND MORAL HERITAGE OF ZHASUP BALASAGHYN IN THE POETLE “KUTTUU BILIM”
Zhusup Balasagyn’s “gracious knowledge” contains a wealth of information about the social structure of that time-place and the role of all social groups, social norms and rules. The philosopher discusses the dialectic of such concepts as good and evil, truth and lies, generosity and greed, prudence and incontinence. At the same time, the views of the author are closely related to his worldview and social concepts. He often repeats the idea that in politics and in social relations humanity should be the main criterion for human nature. The whole history of human civilization posed the question to scientists and thinkers – what is the essence and purpose of human life? Reflecting on it, the author concludes that every person, regardless of the socio-political situation, must live a decent life, strive to bring joy to people. A person can suddenly lose everything that he has. Therefore, there is nothing higher than a kind and attentive attitude towards people, respect for their human dignity. It will surely return to man with kindness and happiness.
Keywords in English:thinker; dialectic; ethics; morality; spirituality; education; knowledge; happiness; joy; good; evil; truth