Иванова Валентина Петровна – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии КРСУ, тел.: +996-550 942415, e-mail: valentine.ivanova@gmail.com
Кравченко Ольга Игоревна – преподаватель кафедры психологии Факультета гуманитарных знаний Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева, e-mail: lyolya.kravchenko@gmail.com
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Л.С. ВЫГОТСКОГО КАК ОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА
Обосновывается взгляд на когнитивно-личностное развитие ребенка с позиций культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Показано, что специальные образовательные программы должны разрабатываться с учетом основных положений данной теории и только тогда они могут способствовать эффективности психического развития ребенка, в том числе и его интеллектуальной сферы.
Ключевые слова на русском языке:культурно-историческая теория Л.С. Выготского; образование; развитие; интеллект; мышление
Л.С. ВЫГОТСКИЙДИН МАДАНИЙ-ТАРЫХЫЙ ТЕОРИЯСЫ БАЛАНЫН ИНТЕЛЛЕКТУАЛДЫК ӨНҮГҮҮСҮНҮН НЕГИЗИ КАТАРЫ
Бул макалада Л.С. Выготскийдин маданий-тарыхый концепциясы боюнча баланын инсандык-таанып билүүчүлүк жактан өнүгүүсүнө карата көз караш негизделет. Атайын билим берүү программалары аталган теориянын негизги жоболорун эске алуу менен түзүлгөндө гана, баланын аң-сезиминин өнүгүшүнө, анын ичинде интеллектуалдык өнүгүшүнүн натыйжалуулугуна түрткү бере тургандыгы көрсөтүлгөн.
Ключевые слова на кыргызском языке:Л.С. Выготскийдин маданий-тарыхый теориясы; билим берүү; өнүгүүсү; акылы; ой жүгүртүүсү
CULTURAL-HISTORICAL THEORY BY L.S. VYGOTSKY AS A FOUNDATION FOR DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL SPHERE OF A CHILD
The view of personal-cognitive development of a child from position of cultural-historical conception by L.S. Vygotsky is proved. It is shown that special educational programs must be developed with counting of main conception of given theory and only then they can contribute to effectiveness of psychical development of a child, including his intellectual sphere.
Ключевые слова на английском языке:cultural-historical theory by L.S. Vygotsky; education; development; intellect; thinking