Разуваев Александр Валентинович – д-р техн. наук, доцент, профессор кафедры «Атомная энергетика» Балаковского инженерно-технологического института – филиал ФГАОУ ВО Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Россия, тел.: +7 905 3245963, e-mail: vipdomik@mail.ru
Краснолудский Николай Викторович – канд. техн. наук, доцент Балаковского инженерно-технологического института – филиал ФГАОУ ВО Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Россия, тел.: +7 905 3238139, e-mail: krasnoludsky@yandex.ru
Костин Дмитрий Александрович – канд. техн. наук, доцент кафедры «Атомная энергетика» Балаковского инженерно-технологического института – филиал ФГАОУ ВО Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Россия, тел.: тел.: 8 960 3593581, e-mail: Kostin8842@yandex.ru
РЕЖИМ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Представлена краткая историческая справка о применении высокотемпературного охлаждения (ВТО) двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Приведены в табличной форме типы некоторых ДВС, работающих с режимом ВТО. Дано обоснование причин появившегося интереса создания ДВС с режимом охлаждения ВТО. Проведен и представлен анализ систем, позволяющих обеспечить повышенную температуру охлаждающей жидкости на выходе из ДВС, а также достоинства и недостатки их. Представлены результаты анализа влияния режима ВТО на показатели работы двигателей. Сделаны ссылки на научно-техническую литературу, в которой представлены положительные моменты влияния повышенного и высокотемпературного охлаждения на параметры рабочего процесса и износ деталей цилиндро-поршневой группы. В заключение обосновывается применение режима ВТО на вновь разрабатываемых и действующих ДВС и энергетических установках на их базе.
Ключевые слова на русском языке:режим высокотемпературного охлаждения; двигатели внутреннего сгорания; параметры ДВС с ВТО
ИЧКИ КҮЙҮҮЧҮ КЫЙМЫЛДАТКЫЧТАРДЫ ЖОГОРКУ ТЕМПЕРАТУРАДА МУЗДАТУУ РЕЖИМИ
Макалада ички күйүүчү кыймылдаткычтын жогорку температурада муздатуу режимин колдонуу жөнүндө кыскача тарыхый маалымкат берилген. Жогорку температурада муздатуу режими менен иштеген айрым ички күйүүчү кыймылдаткычтардын түрлөрү таблица түрүндө келтирилген. Жогорку температурада муздатуу режими менен ички күйүүчү кыймылдаткычты түзүүгө пайда болгон кызыгуунун себептеринин негиздемеси берилди. Ички күйүүчү кыймылдаткычтан чыккан муздатуучу суюктуктун жогорку температурасын, ошондой эле алардын артыкчылыктары менен кемчиликтерин камсыз кылууга мүмкүндүк берген системаларга талдоо жүргүзүлгөн жана берилген. Жогорку температурада муздатуу режиминин кыймылдаткычтардын иштешине тийгизген таасирин талдоонун натыйжалары келтирилген. Жогорку температурадагы муздатуунун иш процессинин параметрлерине жана цилиндр-поршень тобунун бөлүктөрүнүн эскиришине тийгизген таасиринин оң жактарын чагылдырган илимий-техникалык адабияттарга шилтемелер жасалган. Жыйынтыгында жогорку температурада муздатуу режимин жаңы иштелип чыккан жана иштеп жаткан ички күйүүчү кыймылдаткычтарда жана алардын базасында энергетикалык орнотмолордо колдонуу негизделген.
Ключевые слова на кыргызском языке:жогорку температурада муздатуу режими; ички күйүүчү кыймылдаткычтар; жогорку температурада муздатуу режими менен иштеген ички күйүүчү кыймылдаткычтардын параметрлери
HIGH TEMPERATURE COOLING MODE INTERNAL COMBUSTION ENGINES
The article presents a brief historical background on the use of high-temperature cooling (VTO) of the internal combustion engine (ICE). The types of some internal combustion engines operating with the VTO regime are given in tabular form. The reasons for the emerging interest in creating an internal combustion engine with a VTO cooling mode are substantiated. An analysis of the system that allows to provide an increased temperature of the coolant at the outlet of the engine, as well as the advantages and disadvantages of them, was carried out and presented. The results of the analysis of the impact of the VTO regime on the performance of engines are presented. According to the text of the article, references are made to scientific and technical literature in which the positive aspects of the influence of increased and high-temperature cooling on the parameters of the working process and wear of the cylinder-piston group are presented. In conclusion, the application of the VTO regime on newly developed and operating internal combustion engines and power plants based on them is substantiated on the materials of the article.
Ключевые слова на английском языке:high-temperature cooling mode; internal combustion engines; internal combustion engine parameters with HCO