Москаленко Ольга Александровна – канд. филол. наук, доцент кафедры «Теория и практика перевода» Института общественных наук и международных отношений ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Россия, тел.: +79788457456, e-mail: kerulen@bk.ru
Волкова Екатерина Викторовна – студент 5 курса специальности «Перевод и переводоведение» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Россия, e-mail: ekaterinadragon@mail.ru
ОСМЫСЛЕНИЕ ГЕОПОЛИТИКИ ЧЕРЕЗ ПРОСТРАНСТВЕННУЮ МЕТАФОРУ (на материале исторического романа Маркуса Седжвика “Blood Red, Snow White”)
Рассматривается пространственная метафора как средство осмысления и воссоздания в литературном произведении российской территории на примере английского исторического романа Маркуса Седжвика «Blood Red, Snow White». Актуальность исследования заключается в том, что роман отражает современное восприятие России и русского народа на Западе, главным образом, в Великобритании, интерес к которым не угасает в силу постоянно изменяющейся геополитической обстановки и межкультурного взаимодействия, играющих ключевую роль в создании портрета России. Посредством развернутой пространственной метафоры в современном британском романе, неизвестном российскому читателю в силу отсутствия перевода и не введенному в широкий научный оборот, актуализируются традиционные стереотипы, мифы о России как стране с необъятной территорией, заселенной диким и непостижимым народом, где сильная власть, воплощенная в царе, вынуждена постоянно подчинять себе хаос и стихию. В произведении, построенном по канонам волшебной сказки, при помощи различных языковых средств (преимущественно гиперболы, художественного сравнения и эпитета), актуализируется мифологическое пространство исторической Российской Империи в момент переломных, судьбоносных событий. Тем не менее, его главная задача не столько пробуждение исторической памяти, сколько попытка постичь «русский характер» через параллели с географическими особенностями России.
Ключевые слова на русском языке:пространственная метафора; Маркус Седжвик; образ России; «Другой»; стереотип; русский народ; британская литература
МЕЙКИНДИК МЕТАФОРАСЫ АРКЫЛУУ ГЕОСАЯСАТТЫ ТҮШҮНҮҮ (Маркус Седжвиктин «Blood Red, Snow White» тарыхый романынын материалында)
Маркус Седжвиктин «Blood Red, Snow White» англис тарыхый романынын мисалында адабий чыгармада мейкиндиктик метафорасы орус аймагын түшүнүү жана кайра жаратуу каражаты катары каралат. Изилдөөнүн актуалдуулугу романдын Батышта, негизинен Улуу Британияда Россияны жана орус элин заманбап кабылдоо чагылдырып, Россиянын портретин түзүүдө негизги ролду ойногон тынымсыз өзгөрүп туруучу геосаясий кырдаалда жана маданияттар аралык өз ара аракеттенүүдө аларга болгон кызыгуу азайбаганында. Котормосу жоктугунан жана кеңири илимий жүгүртүүгө киргизилбегендиктен орус окурманына белгисиз болгон заманбап британ романындагы деталдаштырылган мейкиндик метафорасы аркылуу салттуу стереотиптер актуалдашып, Россияны жапайы жана түшүнүксүз жерлер жашаган эбегейсиз зор аймагы бар өлкө катары мифтер актуалдаштырат, мында падышада камтылган күчтүү бийлик дайыма баш аламандыкты баш ийдирүүгө аргасыз болот. Сыйкырдуу жомоктун канондору боюнча курулган чыгармада ар кандай тилдик каражаттардын жардамы менен (негизинен гиперболалар, көркөм салыштыруу жана эпитет) тарыхый Россия империясынын мифологиялык мейкиндигин бурулуш, тагдыр чечүүчү окуялар учурунда актуалдаштырат. Бирок анын негизги милдети тарыхый эстутумду ойготуу эмес, Россиянын географиялык өзгөчөлүктөрү менен катарлаш коюу аркылуу «орус мүнөзүн» түшүнүү аракети болуп эсептелет.
Ключевые слова на кыргызском языке:мейкиндиктик метафорасы; Маркус Седжвик; Россиянын көрүнүшү; «Башка»; стереотип; орус эли; Британ адабияты
SPACIAL METAPHOR AS A WAY TO COMPREHEND GEOPOLITICS (on the material of the historical novel by Marcus Sedgwick “Blood Red, Snow White”)
The article represents a special metaphor analysis as a way to comprehend the Russian territory on the material of the English historical novel by Marcus Sedgwick "Blood Red, Snow White". The relevance of the research lies in the novel’s reflection on the recent perception of Russia and the Russian people in the West, mainly in England, interest in which will always remain due to the constantly evolving geopolitical situation and intercultural interaction, which are of principal importance in creating an image of Russia. Detailed special metaphor in a modern British novel, unknown to the Russian reader because of the lack of translation, and not introduced into wide scientific circulation, is aimed to actualize traditional stereotypes, myths about Russia as a country with an immense territory inhabited by a wild and incomprehensible people, where a strong power embodied in the tsar is forced to constantly subdue chaos and its elements. The novel, written according to a fairy tale principles, with the help of various linguistic means (mainly hyperbole, artistic comparison and epithet), depicts the mythological space of the historical Russian Empire at the moment of crucial, fateful events, nevertheless, its prior objective is not the historical memory revival, but an attempt to comprehend the "Russian character" in relation to the geographical features of Russia.
Ключевые слова на английском языке:special metaphor; Marcus Sedgwick; image of Russia; the Other; stereotype; Russian people; British Literature