Осмонова Нургуль Исраиловна – д-р филос. наук, профессор кафедры философии им. академика А.А. Какеева гуманитарного факультета Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, г. Бишкек, тел.: +996-557 333539, е-mail: osmonova_ni@mail.ru
Сулейманова Сабина Маратовна – аспирант кафедры философии им. академика А.А. Какеева гуманитарного факультета Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, г. Бишкек, тел.: +996-773 881097, е-mail: sabinasuleymanovaa@mail.ru
ВЕЩЬ КАК СОЦИОКОД КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ СЕМИОТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ М.К. ПЕТРОВА
В статье через призму семиотической концепции выдающегося философа, лингвокультуролога Михаила Константиновича Петрова раскрываются актуальное значение и сущность вещи как социокода культуры. Акцентируется внимание на том, что вещь, будучи неотъемлемой частью человеческого бытия, семиотическим объектом культуры, не только кодирует, аккумулирует культурные и социальные ценности, обычаи и традиции общества в целостности, но и в знаково-символическом смысле обеспечивает трансляцию и преемственность полученных знаний и социального опыта между поколениями. Вещь, играя огромную роль в жизненном пространстве, системе ценностей и смыслов современного человека, в настоящее время в контексте эпохи информационных технологий, глобальной социальной сети трансформируется сама и трансформирует своё смысловое значение. Изучение вещи как социокода культуры способствует более глубокому осмыслению многих социокультурных процессов и явлений в контексте нового информационно-вещного мира.
Ключевые слова на русском языке:вещь; социокод; социокод культуры; знак; семиотическая концепция М.К. Петрова; информационно-вещный мир
М.К. ПЕТРОВДУН СЕМИОТИКАЛЫК КОНЦЕПЦИЯСЫНЫН КОНТЕКСТИНДЕ БУЮМ МАДАНИЯТТЫН СОЦИОКОДУ КАТАРЫ
Макалада көрүнүктүү философ, лингвокультуролог Михаил Константинович Петровдун семиотикалык концепциясынын призмасы аркылуу буюмдун маданияттын социокоду катары актуалдуу мааниси жана маңызы ачылып берилет. Буюм адамдын болмушунун ажырагыс бөлүгү, маданияттын семиотикалык объектиси катары коомдун маданий-социалдык баалуулуктарын, үрп-адаттарын, каада-салттарын бир бүтүндүктө коддоп, топтоп гана тим болбостон, ошону менен бирге алган билимдин жана коомдук тажрыйбанын муундар арасында трансляцияланышын жана үзгүлтүксүз уланышын белги-символдук мааниде да камсыз кылат. Буюм заманбап адамдын жашоо мейкиндигинде, анын баалуулуктар жана маанилер системасында чоң роль ойноо менен бирге, азыркы маалымат технологияларынын доорунда, глобалдык социалдык тармактардын өнүгүү шартында өзүн гана өзгөртпөстөн, өзүнүн семантикалык маанисин өзгөртүп жатат. Маданияттын социокоду катары буюмду изилдөө жаңы маалымат – буюм дүйнөсүнүн контекстинде көптөгөн социалдык- маданий процесстерди жана кубулуштарды тереңирээк түшүнүүгө өбөлгө түзөт.
Ключевые слова на кыргызском языке:буюм; социокод; маданияттын социокоду; белги; М.К. Петровдун семиотикалык концепциясы; маалымат-буюм дүйнөсү
THE THING AS A SOCIOCODE OF CULTURE IN THE SEMIOTIC CONCEPT BY M.K. PETROV
The article reveals the actual meaning and essence of the thing as a sociocode of culture through the prism of the semiotic concept of the outstanding philosopher, linguoculturalist Mikhail Konstantinovich Petrov. The emphasis is placed on the fact that a thing, being an integral part of human existence and a semiotic object of culture, not only encodes, accumulates cultural and social values, customs and traditions of society as a whole, but also, in a symbolic-symbolic sense, ensures the transmission and continuity of knowledge and social experience between generations. The thing, playing a huge role in the living space, the system of values and meanings of modern man, now in the context of the era of information technology, the global social network is transforming itself and transforming its semantic meaning. The study of the thing as the sociocode of culture contributes to a deeper understanding of many sociocultural processes and phenomena in the context of the new information-thing world.
Ключевые слова на английском языке:thing; sociocode; sociocode of culture; sign; semiotic concept of M.K. Petrov; information-thing world