Омурзакова Нургул Бектургановна – канд. филол. наук, доцент кафедры кыргызского языка гуманитарного факультета Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, г. Бишкек, тел.: +996-770 030038, e-mail: omurzakova1976@mail.ru
РОЛЬ И РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГАЗЕЛИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
На основании научно-теоретических мыслей и поэтических примеров выявлены этапы возникновения и развития форм газели в кыргызской поэзии, а также какой литературный процесс прошли газели как форма канонической поэзии. Автор постарался найти правильный ответ, ссылаясь на поэтические примеры в национальной литературе и рассмотрев такие вопросы, как соответствие кыргызской газели канонической форме газели, которая появилась в восточной поэзии или осталась в традиции акынской поэзии. Кроме того, рассмотрены этногенез национальной лирики, её связь с восточной литературой. В частности, есть высказывания о научно-теоретических взглядах в кыргызском литературоведении, но отдельно как поэтическая форма газели не являлись объектом изучения. Автор в своей статье опирается на предыдущие исследования и поэтические примеры и приходит к выводу, что в общей сложности есть тематические отголоски, но как канонической форме поэзии газели ещё предстоит пройти свой исторический путь.
Ключевые слова на русском языке:литература; поэзия; газель; бейт; рифма; ритм; афтология; идея; суфизм; аллитерация; поэтика; казал
ГАЗЕЛЬ ФОРМАСЫНЫН УЛУТТУК АДАБИЯТТА АЛГАН ОРДУ ЖАНА ӨНҮГҮҮСҮ
Макалада илимий-теориялык ойлордун жана поэтикалык мисалдардын негизинде кыргыз поэзиясында газель формаларынын пайда болуу жана өнүгүү этаптары, ошондой эле канондук поэзиянын формасы катары газелдер кандай адабий процесстен өткөнү аныкталган. Автор улуттук адабияттагы поэтикалык мисалдарга таянып, чыгыш поэзиясында пайда болгон же акындык поэзиянын салтында калган кыргыз газелинин канондук формасына дал келиши сыяктуу маселелерди карап, туура жооп табууга аракет кылган. Мындан тышкары, улуттук лириканын этногенези, анын чыгыш адабияты менен байланышы каралат. Айрыкча, кыргыз адабий сынында илимий-теориялык көз караштар тууралуу айтылган сөздөр бар, бирок өз алдынча поэтикалык форма катары газал изилдөөнүн объектиси болгон эмес. Автор макаласында буга чейин бирин-экин айтылган ойлорго, ошондой эле поэтикалык мисалдарга таянып, жалпы жолунан тематикалык жактан окшоштуктар болгону менен алардын канондук формалык бөтөнчөлүктөрү толук өнүгүп-өсүп жетпегенин белгилейт.
Ключевые слова на кыргызском языке:адабият; поэзия; газель; бейт; уйкаштык; ыргак; афтология; идея; суфизм; аллитерация; поэтика; казал
THE ROLE AND DEVELOPMENT OF THE GHAZAL FORM IN THE NATIONAL LITERATURE
This article is devoted to determining the origin and development of the ghazal form in Kyrgyz poetry. The purpose of the study is to determine, on the basis of scientific and theoretical thoughts and poetic examples, what literary process the ghazals went through as a form of canonical poetry. The author tried to find the correct answer, referring to poetic examples in national literature. Having considered such issues as the correspondence of the Kyrgyz ghazal to the canonical form of the ghazal, which appeared in oriental poetry or remained in the tradition of akyn poetry. Ethnogenesis of national lyrics, it’s connection with Eastern literature. In particular, scientific and theoretical views were expressed in the Kyrgyz literary criticism, but separately as a poetic form of the ghazal they were not the object of research. The author in his article relies on previous studies, as well as poetic examples, and comes to the conclusion that in total there are thematic echoes, but as a canonical form of poetry, there is still a historical way to go.
Ключевые слова на английском языке:literature; poetry; ghazal; beit; rhyme; rhythm; aftology; idea; Sufism; alliteration; poetics; kazal