Черненькая Светлана Васильевна – канд. филос. наук, доцент, профессор Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, Российская Федерация, тел.: +7 926 5224854, e-mail: ChernenkayaSV@mgpu.ru
МЕДИАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Рассматривается медиатизация общества как предмет исследования в современной науке. Отмечается, что медиатизация, как процесс социокультурных изменений под влиянием медиа, представлена в основном в теории медиатизации. Медиаисследователи, описывая и объясняя проявления медиатизации в отдельных сферах социальной реальности, широко опираются на результаты эмпирических исследований. Необходим, наряду с прикладными исследованиями медиатизации, философский анализ медиатизированного общества, описание и анализ различных форм познания и социальных практик, меняющихся под влиянием медиа. Наряду с медиа социокультурные изменения вызваны и не-медийными факторами (экономическими, политическими, культурными и т. д.). Но игнорировать влияние медиа, ставшими в современном обществе не только каналом информации о мире и социальным институтом, но и средой, влияющей на общество и культуру, невозможно. Описание и анализ различных форм познания и социальных практик в медиатизированной культуре, критической и некритической интенций субъекта в отношении к медиатизированной реальности, безусловно, необходимы на философском уровне. Можно утверждать, что включение медиатизации общества в предметное поле философии будет способствовать появлению новых подходов к осмыслению феномена, приданию традиционным, уже устоявшимся в научном языке понятиям – “схема”, “медиалогика” и др. – новых смыслов.
Ключевые слова на русском языке:медиатизация общества; медиаисследования; массовая самокоммуникация; схема; информация; сообщение; понимание
КООМДУН МЕДИАТИЗАЦИЯСЫ ЗАМАНБАП ФИЛОСОФИЯНЫН ИЗИЛДӨӨ ПРЕДМЕТИ КАТАРЫ
Макалада коомду медиатизациялоо заманбап илимдин изилдөө предмети катары каралат. Медиатизация массалык маалымат каражаттарынын таасири астында жүрүп жаткан социалдык-маданий өзгөрүүлөрдүн процесси катары негизинен медиатизация теориясында берилгени белгиленет. Медиаизилдөөчүлөр социалдык реалдуулуктун айрым чөйрөлөрүндөгү медиатизациянын көрүнүштөрүн сүрөттөп жана түшүндүрүп, эмпирикалык изилдөөлөрдүн натыйжаларына кеңири таянышат. Медиатизация боюнча прикладдык изилдөөлөр менен бирге медиатизацияланган коомду философиялык талдоо, маалымат каражаттарынын таасири астында өзгөрүп турган таанып-билүүнүн ар кандай формаларын жана социалдык практикаларды сыпаттоо жана талдоо зарыл. Медиа менен катар социалдык-маданий өзгөрүүлөр медиа эмес факторлордон улам да (экономикалык, саясий, маданий ж.б.) келип чыгат. Бирок азыркы коомдо дүйнө жөнүндө маалымат каналы жана социалдык институт гана эмес, коомго жана маданиятка таасир эткен чөйрө болуп калган медианын таасирин этибарга албоо мүмкүн эмес. Медиатизацияланган маданиятта таанып-билүүнүн жана социалдык практиканын ар кандай формаларын сыпаттоо жана талдоо, субъекттин ортомчу реалдуулукка карата критикалык жана критикалык эмес ниеттери, албетте, философиялык деңгээлде зарыл. Коомдун медиатизациясын философиянын предметтик чөйрөсүнө киргизүү феноменди концептуалдаштырууга, салттуу, илимий тилде калыптанып калган “схема”, “медиалогика” ж.б. түшүнүктөргө жаңы маанилерди берүүгө жаңы ыкмалардын пайда болушуна өбөлгө болот деп ырастоого болот.
Ключевые слова на кыргызском языке:коомдун медиатизациясы; медиаизилдөөлөр; массалык өзүн өзү коммуникациялоо; схема; маалымат; билдирүү; түшүнүү
MEDIATIZATION OF SOCIETY AS A SUBJECT OF RESEARCH IN MODERN PHILOSOPHY
The article considers the mediatization of society as a subject of research in modern science. The author notes that mediatization, as a process of socio-cultural changes under the influence of media, is sufficiently fully represented in the theory of mediatization. Media researchers, describing and explaining the manifestations of mediatization in certain spheres of social reality, rely extensively on the results of empirical research. We need, along with applied research of mediatization, a philosophical analysis of a mediatized society, a description and analysis of various forms of cognition and social practices changing under the influence of the media. Along with the media, socio-cultural changes are also caused by non-media factors (economic, political, cultural, etc.). But it is impossible to ignore the influence of the media, which in modern society have become not only a channel of information about the world, a social institution, but also the environment, on society and culture. Description and analysis of various forms of cognition and social practices in mediatized culture, critical and uncritical intentions of the subject in relation to mediatized reality is certainly necessary at the philosophical level. It can be argued that the inclusion of the mediatization of society in the subject field of philosophy will contribute to the emergence of new approaches to understanding the phenomenon, giving the traditional, already established in the scientific language concepts – "scheme", "method-logic", etc. – new meanings.
Ключевые слова на английском языке:mediatization of society; media studies; mass self-communication; scheme; information; message; understanding