Зарегистрированы в РИНЦ
Журнал «Вестник КРСУ», 2024 год, Том 24, № 2, Стр. 78-87. УДК 378.147:808.56 DOI 10.36979/1694-500X-2024-24-2-78-87
Сведения об авторах:

Аманалиева Гульнара Эсенбековна – канд. пед. наук, и.о. доцента кафедры кыргызско-го языка Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, г. Бишкек, тел.: +996-555 754758, e-mail: gulnara040805@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: КОММУНИКАТИВНЫЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
Аманалиева Г.Э.
Аннотация на русском языке:

Описаны коммуникативные и лингвистические предпосылки обучения диалогической речи студентов медицинских специальностей. Показано, что при обучении профессионально направленной диалогической речи следует учитывать структуру профессионально-коммуникативного поведения. Поэтапное формирование навыков и умений профессионально направленной диалогической речи осуществляется в виде последовательного овладения компонентами структуры профессионально-коммуникативного поведения: профессиональными коммуникативными операциями, затем их сочетанием в коммуникативные действия и, наконец, сочетанием профессиональных вербальных действий в чистом виде или с другими невербальными действиями в целостных актах профессионально-коммуникативного поведения. Основной формой профессионально-педагогического общения назван диалог как специфическая особенность общения, в частности, его типы: диалог-расспрос, диалог-обсуждение, диалог-объяснение, императивный диалог. В настоящей статье описаны наиболее характерные для каждого функционального типа диалога коммуникативные действия: установление контакта с аудиторией, сообщение информации, побуждение к выполнению речевого или неречевого действия, стимулирование выполнения речевых и неречевых действий, эмоциональная оценка деятельности, информирование о характере последующих действий, предъявление образца выполнения действия, выяснение доступности излагаемой информации, корректировка действия (предупреждение ошибки, внесение поправки).

Ключевые слова на русском языке:

диалог; коммуникация; кыргызский язык; лингводидактика; медицина; модель; обучение; профессиональная направленность; ситуативность; речь; студент; эмоциональность

МЕДИЦИНАЛЫК АДИСТИКТЕГИ СТУДЕНТТЕРДИ ДИАЛОГДУК КЕПКЕ ОКУТУУНУН ТЕОРИЯЛЫК НЕГИЗДЕРИ: КОММУНИКАТИВДИК ЖАНА ЛИНГВИСТИКАЛЫК ӨБӨЛГӨЛӨР
Аманалиева Г.Э.
Аннотация на кыргызском языке:

Макалада медициналык адистиктеги студенттерди диалогдук кепке окутуунун коммуникативдик жана лингвистикалык өбөлгөлөрү баяндалат. Кесиптик багыттагы диалогдук кепти окутууда кесиптик-коммуникативдик жүрүм-турумдун түзүмүн эске алуу керектиги көрсөтүлгөн. Кесипке багытталган диалогдук кептин көндүмдөрүн жана билимдерин этап-этабы менен калыптандыруу кесиптик-коммуникативдик жүрүм-турум түзүмүнүн компоненттерин ырааттуу өздөштүрүү түрүндө жүзөгө ашырылат: кесиптик коммуникативдик операциялар, андан кийин аларды коммуникативдик иш-аракеттерге айкалыштыруу жана акыры, кесиптик оозеки иш-аракеттерди таза түрүндө же башка оозеки эмес иш-аракеттер менен айкалыштыруу. Кесиптик-педагогикалык карым-катнаштын негизги формасы – баарлашуунун спецификалык өзгөчөлүгү катары диалог аталат, атап айтканда, анын түрлөрү: диалог-суроо, диалог-талкуу, диалог-түшүндүрүү, императивдик диалог. Бул макалада диалогдун ар бир функционалдык тибине мүнөздүү коммуникативдик иш-аракеттер баяндалат: аудитория менен байланыш түзүү, маалыматты билдирүү, сүйлөө же сүйлөө эмес иш-аракеттерди аткарууга түрткү берүү, сүйлөө жана сүйлөө эмес иш-аракеттерди аткарууга түрткү берүү, иш-аракеттерди эмоционалдык баалоо, кийинки аракеттердин мүнөзү жөнүндө маалымдоо, иш-аракетти аткаруунун үлгүсүн көрсөтүү, берилген маалыматтын жеткиликтүүлүгүн аныктоо, иш-аракеттерди оңдоо (эскертүү каталары, оңдоолорду киргизүү).

Ключевые слова на кыргызском языке:

диалог; коммуникация; кыргыз тили; лингводидактика; медицина; модель; окутуу; кесиптик багыт; кырдаал; кеп; студент; эмоционалдуулук

THEORETICAL BASES OF EDUCATING DIALOGIC STUDENTS' OF MEDICAL SPECIALTIES SPEECH: COMMUNICATIVE AND LINGUISTIC PRE-CONDITIONS
Amanalieva G.E.
Аннотация на английском языке:

The article describes the communicative and linguistic prerequisites for teaching dialogic speech to students of medical specialties. It is shown, that at educating of the professionally directed dialogic speech it is necessary to take into account the structure of professional and communicative behavior. The stage-by-stage forming of skills and abilities of the professionally directed dialogic speech comes true as a successive capture by the components of structure of professional and communicative behavior: by professional communicative operations, after by their combination in communicative actions and, finally, combination of professional verbal actions in pure form or with other, by unverbal actions in the integral acts of professional and communicative behavior. The basic form of professionally-pedagogical communication is adopting a dialogue as specific feature of communication, in particular, its types: dialogue-question, dialogue-discussion, dialogue-explanation, imperative dialogue. In the real article the most characteristic are described for every functional type of dialogue communicative actions: establishment of contact with an audience, report of information, motive to implementation of speech or unspeech action, stimulation of implementation of speech and unspeech actions, emotional estimation of activity, informing of character of subsequent actions, producing of standard of implementation of action, finding out of availability of the expounded information, correction of action (warning of error, inserting amendment).

Ключевые слова на английском языке:

dialogue; communication; Kyrgyz language; linguo-didactics; medicine; model; educating; professional orientation; situation; speech; student; emotionality

Скопировать выходные данные по ГОСТУ
Аманалиева Г.Э. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ: КОММУНИКАТИВНЫЕ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ / Г.Э. Аманалиева // Вестник КРСУ. 2024. Т. 24. № 2. С. 78-87.