Любимова Наталья Александровна – ст. преподаватель кафедры иностранных языков Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Кыргызская Республика, тел.: +996-555 686336, e-mail: liubimova_natalia@mail.ru
Кульматова Чолпон Эпкиновна – ст. преподаватель кафедры иностранных языков Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Кыргызская Республика, тел.: +996-707 337437, e-mail: master-kor@yandex.ru
Пряникова Галина Александровна – ст. преподаватель кафедры иностранных языков Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Кыргызская Республика, тел.: +996-700 492939, e-mail: galina613@inbox.ru
Абдужабарова Мухаббат Кадыржановна – ст. преподаватель кафедры иностранных языков Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Кыргызская Республика, тел.: +996-555 359708, e-mail: abduj7113@gmail.com
Чередникова Ольга Алексеевна – ст. преподаватель кафедры иностранных языков Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Кыргызская Республика, тел.: +996-550 779389, e-mail: cherednikova.o.a@mail.ru
Курманова Гульджамал Кулмамбетовна – преподаватель кафедры иностранных языков Кыргызско-Российского Славянского университета им. Б.Н. Ельцина, Кыргызская Республика, тел.: +7 (9808) 911378, e-mail: gulyakurmanova10121968@gmail.com
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Представлены различные пути повышения и укрепления мотивации студентов неязыковых специальностей высших учебных заведений в процессе обучения иностранному языку. Особое внимание уделяется уточнению термина «мотивация». Предложены разнообразные способы повышения учебной мотивации студентов: страноведческие материалы, видеоматериалы, тематические внеурочные мероприятия, использование мультимедийных средств. Страноведение способствует развитию коммуникативных и речевых навыков, расширению знаний о культуре, географии, об истории страны изучаемого языка. Применение видеофильмов улучшает восприятие иностранной речи на слух, делает урок увлекательным, динамичным и наглядным. Большое положительное влияние на учебный процесс оказывает правильная организация внеурочных мероприятий. Активное применение на уроках Интернета, мультимедийных презентаций, специальных тренажёров, онлайн-платформ, различных сервисов и приложений, а также искусственного интеллекта способствует тому, что учебный процесс использует все преимущества новейших технологий. Практическая значимость данной статьи состоит в том, что авторы, преподаватели кафедры иностранных языков Кыргызско-Российского Славянского университета, опираясь на собственный опыт обучения английскому языку в неязыковом вузе, дают практические рекомендации в решении проблемы мотивации, которые могут представлять интерес для учителей школ и вузов.
Ключевые слова на русском языке:мотивация; видеоматериалы; словарный запас; элемент инновационных технологий; страноведение; искусственный интеллект; цифровая трансформация образования
ЖОГОРКУ ОКУУ ЖАЙЛАРЫНЫН ТИЛДИК ЭМЕС АДИСТИКТЕРДЕГИ СТУДЕНТТЕРИНЕ АНГЛИС ТИЛИН ОКУТУУНУ МОТИВАЦИЯЛООНУН НЕГИЗГИ МЕТОДДОРУ
Бул макалада чет тилин окутуу процессинде жогорку окуу жайлардын тилди өздөштүрбөгөн адистиктеринин студенттеринин мотивациясын (шыгын) жогорулатуунун жана чыңдоонун ар кандай жолдору берилген. «Мотивация» терминин тактоого өзгөчө көңүл бурулат. Студенттердин окуу мотивациясын жогорулатуунун жолдору сунушталды: өлкө таануу материалдары, видеоматериалдар, сабактан тышкаркы тематикалык иш-чаралар, мультимедиалык каражаттарды колдонуу. Өлкө таануу коммуникативдик жана сүйлөө көндүмдөрүн өнүктүрүүгө, тил үйрөнүп жаткан өлкөнүн маданияты, географиясы, тарыхы тууралуу билимдерди кеңейтүүгө өбөлгө түзөт. Видеофильмдерди колдонуу чет элдик кепти угуу тажрыйбасын жакшыртат, сабакты кызыктуу, динамикалуу жана визуалдуу кылат. Сабактан тышкаркы иш-чараларды туура уюштуруу окуу процессине чоң таасирин тийгизет. Интернет сабактарында, мультимедиалык презентацияларда, атайын тренажёрлордо, онлайн-платформаларда, ар кандай кызматтарда жана тиркемелерде, ошондой эле жасалма интеллектте активдүү колдонуу окуу процессинин акыркы технологиялардын бардык артыкчылыктарын колдонуусуна өбөлгө түзөт. Бул макаланын практикалык мааниси, авторлор Кыргыз-Россия Славян университетинин чет тилдер кафедрасынын окутуучулары тил окутулбаган ЖОЖдо англис тилин окутуунун жеке тажрыйбасына таянып, мугалимдер мектеп жана жогорку окуу жайлары үчүн кызыктуу болушу мүмкүн болгон мотивация маселелерин чечүүдө практикалык сунуштарды беришет.
Ключевые слова на кыргызском языке:мотивация; видеоматериалдар; лексика; инновациялык технологиялардын элементи; өлкө таануу; жасалма интеллект; билим берүүнүн санариптик трансформациясы
BASIC METHODS OF MOTIVATING STUDENTS OF NON-LINGUISTIC SPECIALTIES WHEN TEACHING ENGLISH IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
The article introduces various ways to shape students’ motivation in the process of teaching a foreign language for non-linguistic specialties at higher education establishments. Various methods have been proposed to increase students’ educational motivation: country studies material, videos, extracurricular activities, and multimedia. Country studies contribute to developing of communication and speaking skills, enriching knowledge about the culture, geography, and history of the country of the studied language. The usage of video material makes classes more interesting, illustrative, and dynamic. The proper organization of extracurricular activities has a great positive impact on the educational process. The active utilization of multimedia presentations, simulators, online platforms, services, applications, and artificial intelligence, encourages the modern process of education to take advantages of the latest technologies. The practical significance of this article is that the authors, the academicians of the Department of Foreign Languages of Kyrgyz -Russian Slavic University, basing on their own experience in teaching a foreign language atthe non-linguistic university, provide practical recommendations to solve the problem of motivation, which may be of interest to teachers at schools and other higher education institutions.
Ключевые слова на английском языке:motivation; video materials; vocabulary; element of innovative technologies; country studies; artificial intelligence; digital transformation of education