Иванова Валентина Петровна – д-р психол. наук, профессор кафедры психологии гуманитарного факультета КРСУ, тел.: +966-550 942415, e-mail: valentine.ivanova@gmail.com
Хатамова Лариса Викторовна – аспирант кафедры психологии гуманитарного факультета КРСУ, тел.: +996-553 334990, e-mail: l7lorik@mail.ru
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Рассматриваются особенности воображения как психического процесса, показано участие его во всех видах деятельности человека, его роль в обогащении ментального опыта ребенка в процессе учебной деятельности. Обучение опирается прежде всего на воссоздающее воображение ребенка и направлено на развитие его творческого воображения. Экспериментально исследованы у младших школьников такие особенности воображения, как сложность, гибкость, фиксированность и стереотипность. Показано, что развитие воображения у школьников не отвечает современным требованиям к психическому развитию ребенка и не соответствует его возможностям.
Түйүндүү сөздөр орус тилинде:младшие школьники; воображение; творчество; гибкость; стереотипность
БАШТАЛГЫЧ КЛАССТЫН ОКУУЧУЛАРЫНЫН КЫЯЛДАНУУСУНУН ПСИХОЛОГИЯЛЫК ӨЗГӨЧӨЛҮКТӨРҮ
Адамдын иш-аракетинин бардык түрлөрүндө, анын катышуусун көрсөткөн, психикалык жараян катары кыялдануу белгилери, иш-үйрөнүү учурунда баланын акыл-тажрыйбасын байытуу анын ролу. Билим берүү баланын элестетип эс негизинен таянат жана анын чыгармачыл кыялдануу өнүктүрүүгө багытталган. Элес, ийкемдүүлүк, тиктегенин жана көнүмүштөрүнүн татаал эле тажрыйбалык башталгыч класстардын балдарына мындай өзгөчөлүктөрүн изилдеген. Бул окуучуларынын кыялдануу өнүгүүсү баланын акыл-эсинин өнүгүшүнө заманбап талаптарга жооп бербейт жана анын мүмкүнчүлүктөрүнө дал келбейт.
Түйүндүү сөздөр кыргыз тилинде:орто мектеп окуучулары; кыял; чыгармачылык; ийкемдүүлүк; көндүм
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF IMAGINATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN
The features of imagination as a mental process are considered, its participation in all types of human activity, its role in enriching the child’s mental experience in the process of learning activity is shown. Education is based primarily on the recreating imagination of the child and is aimed at developing his creative imagination. Experimentally studied in elementary school students such features of imagination as complexity, flexibility, fixity and stereotype. It is shown that the development of imagination in schoolchildren does not meet modern requirements for the development of the child and does not correspond to the capabilities of the child.
Түйүндүү сөздөр англис тилинде:primary schoolchildren; imagination; creativity; flexibility; stereotype