Дорохова Светлана Владимировна – канд. психол. наук, доцент кафедры психологии КРСУ, тел.: +996-551 850102, e-mail: dorohova_sveta@mail.ru
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕРЕЖИВАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Представлен обзор основных подходов к пониманию и изучению феномена переживания в российской психологии: культурно-исторического подхода, субъектно-деятельностного подхода, деятельностного подхода. Показано противоречие между слабой научной разработанностью категории переживания и подчеркиванием ее значения для развития академической психологии. Выявлено основное различие между методологическими подходами к пониманию переживания – признание его ключевой роли, связывающей внутренний мир личности и внешнюю среду, либо рассмотрение ее как вторичного феномена, следствия какой-либо деятельности.
Түйүндүү сөздөр орус тилинде:переживание; методология; сознание; интенциональность; потребность; внутренняя позиция; культура; субъект; деятельность.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕРЕЖИВАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Представлен обзор основных подходов к пониманию и изучению феномена переживания в российской психологии: культурно-исторического подхода, субъектно-деятельностного подхода, деятельностного подхода. Показано противоречие между слабой научной разработанностью категории переживания и подчеркиванием ее значения для развития академической психологии. Выявлено основное различие между методологическими подходами к пониманию переживания – признание его ключевой роли, связывающей внутренний мир личности и внешнюю среду, либо рассмотрение ее как вторичного феномена, следствия какой-либо деятельности.
Түйүндүү сөздөр кыргыз тилинде:переживание; методология; сознание; интенциональность; потребность; внутренняя позиция; культура; субъект; деятельность.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF AN EMOTIONAL EXPERIENCE AS A PSYCHOLOGICAL CATEGORY IN RUSSIAN PSYCHOLOGY
The article presents an overview of the main approaches to understanding and studying the phenomenon of experience in Russian psychology: cultural and historical approach, subject-activity approach, activity approach. The contradiction between the weak scientific development of the category of emotional experience and emphasizing its importance for the development of academic psychology is shown. The main difference between the methodological approaches to understanding the emotional experience – recognition of its key role, linking the inner world of the individual and the external environment, or consideration of it as a secondary phenomenon, the consequences of any activity is detected.
Түйүндүү сөздөр англис тилинде:emotional experience; methodology; consciousness; intentionality; need; internal position; culture; subject; activity.