Беделбаева Айнура Замирбековна – ст. преподаватель кафедры социологии и социальной работы факультета социально-гуманитарных наук Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына, тел.: +996-552 109990, +996-709 000260, e-mail: ainu-777@mail.ru
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вхождение Кыргызстана в Европейское пространство высшего образования (EПВО) – новый этап развития высшего образования в контексте Болонского процесса, одного из обязательных параметров которого является академическая мобильность. Создание европейской зоны знаний – один из главных приоритетов развития Европы. А базой для этого должна стать свободная мобильность всех участников образовательного процесса. Развитие мобильности студентов, преподавателей, исследователей, администраторов – одно из главных условий повышения конкурентоспособности и привлекательности образования в европейских университетах, развития единого рынка труда и конкурентоспособности европейской экономики в целом. Правительства и европейские организации рассматривают академическую мобильность как один из инструментов и целей Болонского процесса. Внимание было обращено не только на интернационализацию высших учебных заведений страны в качестве одного из основных направлений повышения их конкурентоспособности, но и на европейское и мировое образовательное пространство.
Түйүндүү сөздөр орус тилинде:Болонская декларация; контекст Болонского процесса; академическая мобильность; студенты; преподаватели; Европейская стратегия мобильности; интернационализация; высшее образование; учебный процесс; качество образования
АКАДЕМИЯЛЫК МОБИЛДҮҮЛҮК БОЛОН ПРОЦЕССИНИН НЕГИЗГИ ПАРАМЕТРЛЕРИНИН БИРИ ЖАНА АНЫ ЖОГОРКУ БИЛИМ БЕРҮҮ СИСТЕМАСЫНДА ИШКЕ АШЫРУУ
Кыргызстандын Европалык жогорку билим берүү мейкиндигине кириши (ЕЖББМ) – Болон процессинин контекстинде жогорку билим берүүнүн өнүгүшүнүн жаңы этабы болуп эсептелет, академиялык мобилдүүлүк анын милдеттүү параметрлеринин бири. Европалык билим берүү аймагын түзүү Европаны өнүктүрүүнүн негизги артыкчылыктуу багыттарынын бири болуп саналат. Буга билим берүү процессинин бардык катышуучуларынын эркин мобилдүүлүгү негиз болушу керек. Студенттердин, окутуучулардын, изилдөөчүлөрдүн, администраторлордун мобилдүүлүгүн өнүктүрүү – Европа университеттеринде билим берүүнүн атаандаштыкка жөндөмдүүлүгүн жана жагымдуулугун жогорулатуунун негизги шарттарынын бири, бирдиктүү эмгек рыногун жана бүтүндөй Европа экономикасынын атаандаштыкка жөндөмдүүлүгүн өнүктүрүү болуп эсептелет. Өкмөттөр жана европалык уюмдар академиялык мобилдүүлүктү Болон процессинин каражаттарынын жана максаттарынын бири катары карашат. Өлкөдөгү жогорку окуу жайларды атаандаштыкка жөндөмдүүлүгүн жогорулатуунун негизги багыттарынын бири катары интернационалдаштырууга гана эмес, ошондой эле жалпы Европалык жана дүйнөлүк билим берүү мейкиндигине көңүл бурулган.
Түйүндүү сөздөр кыргыз тилинде:Болон декларациясы; Болон процессинин контексти; академиялык мобилдүүлүк; студенттер; окутуучулар; Европанын мобилдүүлүк стратегиясы; интернационалдаштыруу; жогорку билим берүү; билим берүү процесси; сапаттуу билим
ACADEMIC MOBILITY AS ONE OF THE KEY PARAMETERS OF THE BOLOGNA PROCESS AND IMPLEMENTATION IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM
The entry of Kyrgyzstan into the European Higher Education Area (EHEA), which means a new stage in the development of higher education in the context of the Bologna process, one of the mandatory parameters of which is academic mobility. The creation of a European zone of knowledge is one of the main priorities for the development of Europe. And the basis for this should be the free mobility of all participants in the educational process. The development of the mobility of students, teachers, researchers, administrators is one of the main conditions for increasing the competitiveness and attractiveness of education in European universities, the development of a single labor market and the competitiveness of the European economy as a whole. Governments and European organizations see academic mobility as one of the tools and goals of the Bologna Process. Attention was drawn not only to the internationalization of higher educational institutions of the country as one of the main directions of increasing their competitiveness, but also to the European and world educational space.
Түйүндүү сөздөр англис тилинде:Bologna Declaration; context Bologna process; academic mobility; students; teachers; European Mobility Strategy; internationalization; higher education; educational process; quality of education