Данилова Татьяна Александровна – канд. психол. наук, и. о. доцента отделения психологии Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева, Кыргызская Республика, тел.: +996-551 315520, e-mail: danilovata@list.ru
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Описываются личностно-профессиональные качества, которые необходимо развивать педагогам для эффективной реализации идей инклюзивного образования и проведения профилактики эмоционально-стрессовых расстройств у школьников. Описано значение личностно-профессиональных копинг-ресурсов педагогов школ для эффективного решения эмоционально-стрессовых ситуаций в учебно-воспитательном процессе. Проявление педагогами в поведении своих профессиональных знаний и навыков, позитивной личностно-профессиональной самооценки, умения контролировать ситуацию, своё поведение и воспринимать, а также оказывать эмоциональную поддержку в разрешении учебных и других проблемных ситуаций будет способствовать развитию у учеников с ОВЗ необходимых социальных навыков и способностей для коррекции.
Түйүндүү сөздөр орус тилинде:инклюзивное образование; эмоционально-стрессовые расстройства; проблем-преодолевающее поведение
ИНКЛЮЗИВДҮҮ БИЛИМ БЕРҮҮ ҮЧҮН МУГАЛИМДИН ИНСАНДЫК ЖАНА КЕСИПТИК САПАТТАРЫ
Макалада инклюзивдик билим берүү идеяларын натыйжалуу ишке ашыруу жана мектеп окуучуларындагы эмоционалдык-стресстик бузулуулардын алдын алуу үчүн педагогдордо өнүктүрүлүшү керек болгон инсандык-кесиптик сапаттар баяндалат. Окуу-тарбия процессинде эмоционалдык-стресстик кырдаалдарды натыйжалуу чечүү үчүн мектеп педагогдорунун жеке-кесиптик күрөшүү-ресурстарынын мааниси баяндалган. Мугалимдердин өздөрүнүн кесиптик билимдеринин жана көндүмдөрүнүн жүрүм-турумундагы көрүнүшү, позитивдүү жеке-кесиптик өзүн өзү баалоосу, кырдаалды жана өзүнүн жүрүм-турумун башкара билүүсү, окуу жана башка көйгөйлүү кырдаалдарды чечүүдө эмоционалдык колдоо көрсөтө билүүсү ДМЧ окуучуларга зарыл болгон социалдык көндүмдөрүн жана оңдоо үчүн жөндөмдүүлүктөрүн өнүктүрүүгө өбөлгө түзөт.
Түйүндүү сөздөр кыргыз тилинде:инклюзивдик билим берүү; эмоционалдык-стресстин бузулушу; жүрүм-турум көйгөйлөрдү чечүү
PERSONAL AND PROFESSIONAL QUALITIES OF TEACHERS FOR INCLUSIVE EDUCATION
The article describes the personal and professional qualities that teachers need to develop in order to effectively implement the ideas of inclusive education and prevent emotional stress disorders in schoolchildren. The importance of personal and professional coping resources of school teachers for the effective solution of emotionally stressful situations in the educational process is described. The manifestation by teachers of their professional knowledge and skills, positive personal and professional self-esteem, the ability to control the situation and their behavior, the ability to perceive and provide emotional support in resolving educational and other problematic situations will contribute to the development of students with disabilities the necessary social skills and abilities for correction.
Түйүндүү сөздөр англис тилинде:inclusive education; emotional stress disorders; coping behavior