Сагынбаева Гулзат Кожокматовна – магистрант Международного университета Кыргызской Республики, тел.: +996-553 131555, e-mail: Jamilya2008gulzat@gmail.com
Сулайманова Айгуль Ишеналиевна – канд. психол. наук Международного университета Кыргызской Республики, e-mail: sulaimanova_aigul@mail.ru
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ МАТЬ-РЕБЁНОК В ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Рассматриваются психологические особенности взаимоотношений матери и ребёнка как в полных, так и неполных семьях. Особое внимание уделяется влиянию структуры семьи на эмоциональную активность матери и ребёнка. Исследование выявляет ряд ключевых факторов, препятствующих полноценной реализации материнских ролей, особенно в неполных семьях, таких как повышенный эмоциональный и физический стресс, отсутствие социальной поддержки и финансовая нестабильность. В статье на основе анализа психологической теории подчёркивается, что эмоциональная обособленность, недостаточное материнское участие и низкий уровень эмоционального принятия ребёнка являются важнейшими факторами риска. Эти условия могут оказывать негативное влияние на психологическое развитие ребёнка, включая формирование Я-концепции, эмоциональную регуляцию и социальную адаптацию. В заключение статьи предлагаются способы улучшения взаимодействия родителей с детьми и укрепления эмоциональных связей в различных семейных структурах.
Түйүндүү сөздөр орус тилинде:материнство; неполные семьи; эмоциональная связь; материнская роль; психологическое развитие; привязанность; эмоциональное принятие; развитие ребёнка; родительское участие; социальная поддержка; родительские проблемы; материнский стресс; психологическое благополучие
ТОЛУК ЖАНА ТОЛУК ЭМЕС ҮЙ-БҮЛӨЛӨРДӨГҮ ЭНЕ-БАЛА МАМИЛЕЛЕРИНИН ӨЗГӨЧӨЛҮКТӨРҮ
Макалада толук жана толук эмес үй-бүлөлөрдөгү эне менен баланын ортосундагы мамилелердин психологиялык өзгөчөлүктөрү каралат. Үй-бүлө структурасынын эне менен баланын эмоционалдык активдүүлүгүнө тийгизген таасирине өзгөчө көңүл бурулат. Изилдөө энелик ролдордун толук кандуу аткарылышына тоскоол болгон бир катар негизги факторлорду аныктайт, айрыкча толук эмес үй-бүлөлөрдө эмоционалдык жана физикалык стресстин күчөшү, социалдык колдоонун жоктугу жана каржылык туруксуздук. Психологиялык теорияны талдоого негизделген макалада эмоционалдык обочолонуу, эненин жетишсиз катышуусу жана баланын эмоционалдык кабыл алуусунун төмөн деңгээли маанилүү тобокелдик факторлору экени баса белгиленет. Бул шарттар баланын психологиялык өнүгүүсүнө терс таасирин тийгизиши мүмкүн, анын ичинде өзүн өзү түшүнүү, эмоционалдык жөнгө салуу жана социалдык адаптация. Жыйынтыктап айтканда, макалада ата-энелердин балдар менен болгон мамилесин жакшырт
Түйүндүү сөздөр кыргыз тилинде:эне болуу; толук эмес үй-бүлөлөр; эмоционалдык байланыш; эненин ролу; психологиялык өнүгүү; тиркелүү; эмоционалдык кабыл алуу; баланын өнүгүшү; ата-эненин катышуусу; социалдык колдоо; ата-эненин көйгөйлөрү; энелик стресс; психологиялык бакубатчылык
FEATURES OF MOTHER-CHILD RELATIONSHIPS IN FULL AND SINGLE-PARENT FAMILIES
The article considers psychological features of mother-child relationships in both complete and incomplete families. Special attention is paid to the influence of family structure on the emotional activity of mother and child. The study reveals a number of key factors that hinder the full realization of maternal roles, especially in incomplete families, such as increased emotional and physical strain, lack of social support and financial instability. Based on the analysis of psychological theory, the article emphasizes that emotional detachment, insufficient maternal involvement and low level of emotional acceptance of the child are the most important risk factors. These conditions can have a negative impact on the child’s psychological development, including the formation of self-concept, emotional regulation and social adaptation. The article concludes by suggesting ways to improve child-parent interactions and strengthen emotional ties in various family structures.
Түйүндүү сөздөр англис тилинде:motherhood; single-parent families; emotional bonding; maternal role; psychological development; attachment; emotional acceptance; child development; parental involvement; social support; parenting problems; maternal stress; psychological well-being